Volkswagen должен продать часть своих акций партнёрского бренда Suzuki. Так постановил международный суд в деле о дисфункциональном сотрудничестве между компаниями, которое рассматривалось около четырёх лет.
Это решение вынес Международный арбитражный суд Международной коммерческой палаты в Лондоне, а опубликовано оно было Suzuki в подаче к Токийской бирже ценных бумаг. Сама компания получила решение на день раньше.
Генеральный директор японского автопроизводителя заявил, что рад такой резолюции суда, поскольку она поможет бренду достичь своих целей. Осаму Сузуки сказал, что он чувствует себя удовлетворённым, как будто бы ему вытащили кость, которая застряла поперёк горла.
Кроме того, суд отметил, что альянс автогигантов был добровольно ограничен временем, когда Suzuki отправила в Volkswagen уведомление об истечении срока сотрудничества 18 ноября 2011 года. Сам срок прекращения партнёрства назначался на 18 мая 2012.
VW, в свою очередь, опубликовал отдельное заявление, где признал решение суда и заявил о своих намерениях продать долю в японской компании. Также было добавлено, что фирма ожидает выгодную и ликвидную сделку продажи. Кроме того, решение арбитража частично удовлетворило встречный иск VW о нарушении части соглашения о сотрудничестве со стороны Suzuki, которое было подписано в 2009 году. Именно поэтому немецкий автогигант приветствует ясность, которая пришла вместе с этой резолюцией.
В то же время японцы утверждают, что трибунал удовлетворил их требования, согласно которым Volkswagen должен избавиться от своей доли в фирмы либо в пользу самой Suzuki, либо третьей стороны, которую выберут японцы. Метод, которым будут переданы акции, тоже выбирает истец. Зато Volkswagen может получит компенсацию за нарушение договора, размер которой будет определяться уже в другом арбитраже.
Таким образом, заканчивается противостояние двух компаний, которое началось в 2011 году, когда Осаму Сузуки подал иск в Международный уголовный суд с целью заставить немецкого партнёра распорядится своими 19,9% акций в Suzuki. В сентябре того же года Осаму устроил пресс-конференцию, на которой прочёл свой лист жалоб и претензий к VW и потребовал разрыва партнёрских соглашений.
Это был удивительный поворот, поскольку за каких-то два года до этого обе компании праздновали упрочение своих отношений. И всё указывало на то, что это будет положительно сказываться на успехи обеих сторон. Suzuki получил бы доступ к современным экономичным трансмиссиям и самым крупным рынкам мира, тогда как Volkswagen научился бы организовывать экономное производство и получил бы помощь в выходе на индийский рынок. Но через два года это всё закончилось без реализации единого совместного проекта.
Следовательно, разрыв отношений вызывает дополнительные вопросы для обеих компаний. В частности, VW теперь придётся самостоятельно разрабатывать проекты дешёвых автомобилей или, возможно, искать нового партнёра для проникновения в Индию. А Suzuki снова становится возможным партнёром для более крупных игроков, которые помогут фирме с передовыми технологиями и зрелыми рынками.
Японцы ещё в декабре 2014 года заявили, что собираются выкупить свои акции обратно через систему ToSTNeT-3 — канал выкупа на Токийской бирже ценных бумаг. Остальные подробности сделки будут раскрыты только после того, как они будут определены руководством корпорации.
Нужно добавить, что подобные изменения повлияют на смену основного акционера и инвестора компании. Тем не менее никто не будет менять прогнозы по годовому доходу из-за этих пертурбаций. Хотя VW оставил за собой право требовать компенсации за убытки, причинённые досрочным разрыванием союза и тем, что Suzuki не смогла предоставить право «последнего звонка» на поставку дизельных двигателей.
С самого начала между концернами было множество разногласий от вопросов долевого участия до способа сборки автомобилей. Но самый острый конфликт вспыхнул после того, как VW решил применять метод долевого участия в бухгалтерских делах Suzuki. Именно это и взбесило руководство компании, поскольку такой метод обычно применяется когда инвестор владеет не менее 20% акций и тогда он может претендовать на участие в делах фирмы. В итоге японская корпорация разочаровалась в сотрудничестве, поскольку не получила ничего из желаемого — VW так и не дал им доступ к гибридным трансмиссиям и прочим технологическим инновациям. А позже Осаму Сузуки овладела мысль о том, что немецкий концерн собирается купить контрольный пакет акций его компании.
Напомним, что в июне президентом Suzuki стал сын Осаму, который, вероятно, претендует на то, чтобы заменить отца. В связи с этим у многих появился вопрос — изменится ли позиция компании относительно VW после ухода её несменного 85-летнего лидера. Но Осаму заявил, что хочет уладить спор с бывшими партнёрами до того, как Тосихиро станет президентом фирмы. Однако, позднее он решил не ждать и объявил смену руководства.
На данный момент Suzuki представила новый среднесрочный бизнес-план и признала необходимость нахождения нового глобального партнёра. Напомним, что до 2008 General Motors была таким «щитом», которому принадлежало 20% фирмы. Но позднее GM продала свою долю, чтобы спастись от банкротства.