Одной из актуальных проблем, волнующих российского автомобилиста, сегодня является состояние наших дорог. Построить нормальную дорогу у нас, говорят, очень дорого, и чтобы выложить 1 км магистрали нужны большие деньги. Попробуем выяснить, действительно ли в России дороги дороги и во сколько все это обходится.
Чисто российский фактор
Наша страна всегда отличалась от стран остального мира. У нас постоянно ничего до конца сразу недоделывалось и на каждом шагу можно встретить неосуществленное, но начатое строительство. Яркий пример – 4-е транспортное кольцо. По словам мэрии города, 74 км реставрации этой дороги обойдутся в 1 трлн рублей. Астрономическая сумма!
В чем же причина такого сумасшедшего тарифа и почему российские дороги так дороги? Ответить сразу не получится. И дело здесь не только в коррупционной составляющей нашей системы, но и в другом. Одним словом, копать нужно глубже.
Составление сметы
Начало любого строительства, будь то дорога или здание, начинается с составления сметы. Сегодня наши инженеры по-прежнему используют устаревшие отраслевые сборники, содержащие в себе даже такие анахронизмы, как постройка деревянной мостовой. Понятно, что работать в таких условиях и с такими пособиями наши инженеры не желают.
Чего же они хотят, спросите вы? Полностью модернизировать федеральный свод сборников, удалив оттуда архаичные технологии и внедрив туда современные продвинутые. В целом нужно перейти на систему укрупненных норм и расценок, используемую сегодня в строительстве большинства передовых стран.
Существует еще такое понятие, как тендер. Это своеобразный конкурс, который выигрывает компания, предлагающая минимальную цену проекта. В процессе строительства цена эта постоянно меняется. Точность расчетов почти никогда не соблюдается, а все это связано с тем, что на стадии разработки проекта у нас в стране документация не контролируется на соответствие федеральному бюджету. И получается, что еще недостроенная магистраль может подорожать, ввиду выполнения более детального расчета затрат.
Детальное проектирование является непосредственным этапом, предшествующим строительству. Поэтому логично оценивать смету на каждом этапе планирования, дабы и к последнему детальному проектированию точно определить стоимость. Как утверждают эксперты, если все делать правильно, точность расчетов возрастает до значения минус/плюс 5% -10%. Таким образом, удастся все не только контролировать, но и свести на нет практически все недовольства по поводу удорожания строительства дорог. Оценивать общую стоимость так называемого «жизненного цикла дороги» очень важно и довольствоваться лишь ценой «голого» строительства неправильно.
«Справка» Чехова и географическое положение
Различные бюрократические проволочки у нас в стране априори становятся причиной такого удорожания дорог. Вначале проект должен пройти госэкспертизу, после чего его надо согласовать в отделе Минфина. Огромное количество времени уходит на получение соглашения, на отвод земельных участков по кадастру и так далее. Все это приводит к волоките, которая на каждом этапе еще и требует особого подхода, схожего с сюжетом из рассказа А.П. Чехова «Справка». Как утверждают, чтобы получить полный пакет необходимых документов, придется прождать целых 540 дней!
Природные условия – следующая причина, из-за которой наши дороги называют «золотыми». Вспоминаем уроки географии и осознаем, что больше половины нашей огромной территории располагается в зоне вечной мерзлоты. Где же климат помягче, приходится бороться с водой, которой насыщен грунт, и с отсутствием прочного каменного основания, иметь дело с переходами температуры через нулевую отметку и многим чем еще. Такие вот дела.
Нам остается только надеяться, что вскоре, лет эдак через 500, цена на наши дороги и их строительство изменится до безмерности. Сегодня же не стоит удивляться, что 1 км дорог у нас стоит так дорого, ведь нужно учитывать то, из чего складывается такая цена. В европейских и американских странах, к примеру, строительство дорог обходится и того дороже, но там выше прожиточный минимум и может быть из-за этого там не говорят так громко об этом. С другой стороны, конечному пользователю все равно, куда уходят его деньги – оплачивает ли он труд дорожных работников или выкупает земли. Платит-то россиянин из своего кармана!