Дороги ли дороги в России

28.10.2014 19:48

Одной из актуальных проблем, волнующих российского автомобилиста, сегодня является состояние наших дорог. Построить нормальную дорогу у нас, говорят, очень дорого, и чтобы выложить 1 км магистрали нужны большие деньги. Попробуем выяснить, действительно ли в России дороги дороги и во сколько все это обходится.

В отличие от Европы, в России строительство дороги стоит в несколько раз дороже

В отличие от Европы, в России строительство дороги стоит в несколько раз дороже

Чисто российский фактор

Наша страна всегда отличалась от стран остального мира. У нас постоянно ничего до конца сразу недоделывалось и на каждом шагу можно встретить неосуществленное, но начатое строительство. Яркий пример – 4-е транспортное кольцо. По словам мэрии города, 74 км реставрации этой дороги обойдутся в 1 трлн рублей. Астрономическая сумма!

В чем же причина такого сумасшедшего тарифа и почему российские дороги так дороги? Ответить сразу не получится. И дело здесь не только в коррупционной составляющей нашей системы, но и в другом. Одним словом, копать нужно глубже.

Составление сметы

Начало любого строительства, будь то дорога или здание, начинается с составления сметы. Сегодня наши инженеры по-прежнему используют устаревшие отраслевые сборники, содержащие в себе даже такие анахронизмы, как постройка деревянной мостовой. Понятно, что работать в таких условиях и с такими пособиями наши инженеры не желают.

Очень редко в России дороги делают качественно, но исключения бывают

Очень редко в России дороги делают качественно, но исключения бывают

Чего же они хотят, спросите вы? Полностью модернизировать федеральный свод сборников, удалив оттуда архаичные технологии и внедрив туда современные продвинутые. В целом нужно перейти на систему укрупненных норм и расценок, используемую сегодня в строительстве большинства передовых стран.

Существует еще такое понятие, как тендер. Это своеобразный конкурс, который выигрывает компания, предлагающая минимальную цену проекта. В процессе строительства цена эта постоянно меняется. Точность расчетов почти никогда не соблюдается, а все это связано с тем, что на стадии разработки проекта у нас в стране документация не контролируется на соответствие федеральному бюджету. И получается, что еще недостроенная магистраль может подорожать, ввиду выполнения более детального расчета затрат.

Одна из причин высокой стоимости дорог - это неверная оценка на разных этапах

Одна из причин высокой стоимости дорог — это неверная оценка на разных этапах

Детальное проектирование является непосредственным этапом, предшествующим строительству. Поэтому логично оценивать смету на каждом этапе планирования, дабы и к последнему детальному проектированию точно определить стоимость. Как утверждают эксперты, если все делать правильно, точность расчетов возрастает до значения минус/плюс 5% -10%. Таким образом, удастся все не только контролировать, но и свести на нет практически все недовольства по поводу удорожания строительства дорог. Оценивать общую стоимость так называемого «жизненного цикла дороги» очень важно и довольствоваться лишь ценой «голого» строительства неправильно.

«Справка» Чехова и географическое положение

Различные бюрократические проволочки у нас в стране априори становятся причиной такого удорожания дорог. Вначале проект должен пройти госэкспертизу, после чего его надо согласовать в отделе Минфина. Огромное количество времени уходит на получение соглашения, на отвод земельных участков по кадастру и так далее. Все это приводит к волоките, которая на каждом этапе еще и требует особого подхода, схожего с сюжетом из рассказа А.П. Чехова «Справка». Как утверждают, чтобы получить полный пакет необходимых документов, придется прождать целых 540 дней!

Для начала строительства дороги необходимо собрать огромное количество документов, за это время может смениться стоимость материалов и техники

Для начала строительства дороги необходимо собрать огромное количество документов, за это время может смениться стоимость материалов и техники

Природные условия – следующая причина, из-за которой наши дороги называют «золотыми». Вспоминаем уроки географии и осознаем, что больше половины нашей огромной территории располагается в зоне вечной мерзлоты. Где же климат помягче, приходится бороться с водой, которой насыщен грунт, и с отсутствием прочного каменного основания, иметь дело с переходами температуры через нулевую отметку и многим чем еще. Такие вот дела.

Нам остается только надеяться, что вскоре, лет эдак через 500, цена на наши дороги и их строительство изменится до безмерности. Сегодня же не стоит удивляться, что 1 км дорог у нас стоит так дорого, ведь нужно учитывать то, из чего складывается такая цена. В европейских и американских странах, к примеру, строительство дорог обходится и того дороже, но там выше прожиточный минимум и может быть из-за этого там не говорят так громко об этом. С другой стороны, конечному пользователю все равно, куда уходят его деньги – оплачивает ли он труд дорожных работников или выкупает земли. Платит-то россиянин из своего кармана!

Автор: Елена Красилова