Как известно, в России две беды. Поговорим об одной из них — о дорогах. А точнее, о нанодорогах. На данный момент в качестве экспериментальной площадки были выбраны Татарстан, Рязанская область и, конечно, Москва.
Содержание
Московские дороги
К слову сказать, в Москве это будет уже третья попытка создать дорогу с инновационным покрытием. Вначале предполагалось построить её на Пятницкой улице, позже — в Юго-Восточном округе в Люблино на улице Краснодонской, сейчас же принято окончательное решение — нанодорога протяженностью 655 метров и шириной 15–18,5 метра будет пролегать в поселке Северном на северо-востоке Москвы (съезд с Долгопрудненского шоссе), возле строящегося технопарка МФТИ. Насколько будет хороша новая дорога, мы узнаем совсем скоро — осенью 2015 года.
Состав и цена удовольствия
На модернизацию дорог в стране было решено выделить порядка 100 млрд рублей. В целом, если сравнить среднюю стоимость дорог в России и в Европе, то окажется, что цена километра российских трасс в два с половиной раза выше — 17,6 млн против 6,9 млн долларов. А стоимость километра дорог в Москве достигает 51,7 млн долларов! Основная причина — частый ремонт и устаревшие стандарты строительства. Тендер же на проектирование и строительство нанодороги в Северном уже объявлен, стартовая цена составляет 192 млн рублей. Изменить ситуацию призваны новые технологии — газофибробетоны и базальто-пластиковая арматура. Благодаря им срок изнашивания дорожного полотна сократится в 3 раза, а стабилизирующие добавки будут препятствовать образованию трещин в зимнее время. Уменьшится и толщина дорожного покрытия. Также на нанодороге протестируют светодиодную разметку, которая будет более стойкой к воздействию автомобильных шин. Её планируется наносить с помощью полимерных лент. Дополнительно дорогу в Северном оборудуют светодиодными панелями, которые будут включаться и выключаться в зависимости от времени суток, а поставленные датчики и камеры через систему ГЛОНАСС должны снизить количество пробок и аварий. На пешеходных переходах планируется поставить лазерные голограммы для предупреждения водителя о пересечении дороги пешеходом.
В чем новизна покрытия?
Человек, знакомый с дорогами в Европе и Америке, скептически усмехнется и спросит: «А что нового-то?» и отчасти будет прав. Действительно, первая попытка создать новое покрытие для дорог принадлежит американцам. Именно они придумали добавлять в битум измельченные автопокрышки из-за лучшей переносимости резиной перепадов температур и высоких нагрузок. Сейчас в полотно добавляют полипропилен, стекло и металл, что увеличивает прочность бетона в два раза. Голландцы же используют фосфоресцирующую краску для разметки дороги. Именно такое полотно и разметка будут использованы при строительстве нанодороги возле МФТИ.
Но новизна все-таки есть. Новая технология была разработана несколько лет назад в Институте химической физики имени Н. Н. Семенова РАН. Принцип её в том, что резина измельчается до размеров в несколько десятков нанометров с моментальным нагревом, после чего состав охлаждается.
Разница состоит в том, что по американской технологии частицы резины остаются крупными, до нескольких сантиметров, даже под воздействием высоких температур. И под нагрузками от многотонных автомобилей это приводит к разрушению дорожного покрытия. Впрочем, для США это не является большой проблемой в связи с другим составом почв и климатом. Не последнюю роль для использования российской разработки играют и наши традиции на дорогах — не секрет, что многие россияне предпочитают тяжелые машины типа джипов, которые многократно усиливает нагрузку на дорожное покрытие.
Еще один плюс в копилку российской разработки нанодорог состоит в том, что асфальтовым заводам не придется менять технологию производства — достаточно бросить в бункер мешки с присадками. Пленка расплавится, а сама присадка при перемешивании распределится по всей смеси. Это особенно важно для небольших заводов.
Технология же укладки нового полотна достаточно проста — распыление в жидком виде, что позволяет составу проникать во все ямки и трещины. После застывания образуется твердое дорожное покрытие.
Будущее российских дорог
Именно этот момент вызывает наибольшие опасения. С учетом выделенных государством средств можно предположить в случае успешного тестирования на Долгопрудненском шоссе, что практика строительства нанодорог будет использоваться везде. Ведь благодаря новой технологии разом решится множество проблем — нанопокрытие не трескается при низких температурах, у таких дорог гораздо выше срок эксплуатации, оно подходит для регионов с разным климатом и составом почвы.
Однако не стоит забывать о 94-ФЗ, главным критерием которого
является стоимость закупки. Цена же нанодорог на 5% выше обычных, хотя стоимость эксплуатации ниже, ведь ремонтировать такие дороги придется гораздо реже, чем обычный асфальт.
Российские чиновники руководствуются именно этим законом, поскольку выделенные государством деньги на ремонт автодорог нужно «осваивать» и желательно как можно большим километражем. Поэтому пока не будет принято решение о совокупной стоимости и сроке эксплуатации, глобальных изменений на российских дорогах ждать не приходится.
Какой можно сделать вывод? Он как раз самый простой — все зависит от чиновников и их желания реализовать проект нанодорог в России полноценными трассами, а не короткими участками.