Разница в 4,5 м при торможении автомобиля, движущегося со скоростью 50 км/ч, может спасти жизнь пешеходов. Прототип автоматических тормозов, разработанных шведской компанией Autoliv, обеспечивает необходимое сокращение тормозного пути на 40%.
Всё больше современных машин оснащаются автоматической системой торможения, задачей которой является полная остановка машины, если ситуация оценивается, что столкновение с другим транспортным средством неизбежно, или если обнаруживается пешеход или другое препятствие на пути следования.
Эти технологии не являются совершенными при их практическом применении и часто не выполняют задачу, для которой они были разработаны. Например, система будет распознавать пешеходов на проезжей части, операционный блок будет автоматически активировать тормоза, но автомобиль не всегда остановится до наезда на пешехода. Одной из слабых точек системы является недостаточно тормозное усилие обычных тормозов.
Вот почему шведская компания Autoliv, которая занимается улучшением безопасности дорожного движения, загорелась идеей использовать так называемые вакуумные тормоза. Они назвали их «тормоза Торричелли» в честь итальянского физика XVII века, который изобрёл барометр. Устройство состоит из стальных пластин, установленных под днищем автомобиля, которые, благодаря вакууму, прочно сцепляются с трассой, создавая огромную силу торможения. Испытания показали, что это уменьшает тормозной путь до 40 процентов. Например, если автотранспорт движется со скоростью 50 км/ч, классический тормоз остановит его через 15,3 метра, а «тормоз Торричелли» за 10,8 м — этого достаточно, чтобы не ударить пешеходов.
Смотреть видео с практической демонстрацией действия «тормоза Торричелли»:
Система ещё находится на стадии разработки и имеет ряд недостатков, которые являются препятствиями к серийному использованию. Во-первых, тормозная сила настолько большая, что надо внести изменения в конструкцию ремней безопасности, которые используются в автомобилях. Во-вторых, из-за больших сил, которые воздействуют во время такого эффективного торможения на организм, механизм не может использоваться на скоростях выше 70 км/ч без ущерба для здоровья водителей и пассажиров.
Кроме того, для эффективного функционирования системы необходимо, чтобы поверхность дороги была гладкой, без повреждений и мелких неровностей. У конструкторов сейчас нет решения для неровного асфальта, потому что достаточно небольшого отверстия или даже просто камешка, чтобы воспрепятствовать эффективному торможению. Кроме того, такая система потребует осмотра её состояния и возможного ремонта после каждого использования. Тем не менее жизнь людей всегда на первом плане и первый шаг уже сделан, осталось инженерам попытаться исправить проблемы, которые препятствуют практическому использованию тормозов.