Ваш автомобиль не сможет в ближайшее время получить функцию автономного управления

29.07.2015 15:26

Google сделал мастерскую работу по собственному проекту автономного автомобиля и принёс новое понятие в общественное сознание. Автомобиль с полностью автономным управлением — действительно захватывающая перспектива. В конце концов, кто бы ни хотел полностью автономный автомобиль, который смело ездит по городским дорогам, пока сами водители мечтают или проверяют свою электронную почту?

Автономный автомобиль Google

Когда-нибудь такие автомобили будут реальными, но на это уйдут ещё целые десятилетия.

Просеивая всю информацию в международной системе массовой информации о функции автономного управления автомобилей в течение многих лет, стоит понимать проблемы, стоящие перед их доступностью в массовом рынке продаж.

Дело в том, что сама функция автономного вождения автомобилей ещё находится на ранней стадии проектирования. Вот основные причины, почему это так.

Технологические ограничения

Машины ещё до сих пор пытаются побороть вещи, которые довольно просты для людей, как обнаружение зоны для временной работы или следование инструкциям регулировщика или строителя, основанные на их ручных сигналах или языке тела. Встреча глав двух водителей на нерегулируемом перекрёстке даст возможность понять, кто же собирается подождать, пока другой проедет, что само по себе очень трудно и сложно для машин.

Существующие технологии радара не могут надёжно видеть вокруг все резкие повороты, чтобы обнаружить другой автомобиль, и предпринять срочные меры по уходу от дорожно-транспортного происшествия. Эти, и прочие различные ситуации на дорогах активно исследуются и в конечном счёте будут решены, но мы находимся всё ещё очень далеко от будущих решений.

Более того, тестирование, которое уже запущенно на данный момент, является существенной проблемой для одиночного автомобиля. Алгоритмы, от которых зависят автономные автомобили, должны надёжно работать в самых разнообразных погодных условиях и освещённости, среди многих других переменных. Чтобы быть на 99% уверенным, что автомобили с функцией автономного управления вызывают меньше смертей, чем человек-водитель за рулём машины, этим автомобилям нужно будет проехать 482 803 200 км без единого смертельного исхода.

Так может выглядеть салон автономного автомобиля

Так может выглядеть салон автономного автомобиля

Для перспективы: несложно посчитать, когда автомобили смогут пересечь ту самую черту, в которой человечество поймёт, что функция автономного управления действительно лучше человека-водителя, автомобили с автономным управлением от компании Google, сумели пройти лишь 1 609 344 км сами по себе в течение шести лет с момента начала проекта.

Надёжность технологии является ещё одним значительным фактором. Та часть технологии на массовом рынке продуктов, которые мы используем, к примеру, наши удивительные смартфоны, до сих пор не могут отвечать огромным надеждам на надёжность и безопасность, а мы говорим здесь об автомобилях с автономным управлением, перевозящим множество людей.

Точно так же мы не ожидаем, что наши телефоны и другая бытовая электроника будет надёжно работать в течение десятков лет или более, в то время как будет выдерживать суровые условия окружающей среды, такие как дождь, снег, жару, ток и вибрации. Надёжность программного обеспечения, датчиков и электроники необходимо улучшить до уровня, который не является реалистичным в ближайшее время.

Юридические неоднозначности

Автомобили существуют вокруг человечества уже в течение более чем 100 лет. Законы, регулирующие их покупку, продажу, использование и ответственность глубоко укоренилась в том, как мы их используем и водим. В то время как новые законы всегда играют в догонялки с передовыми технологиями, и они не могут быть проигнорированы.

Существует большая часть защиты прав потребителей и правил техники безопасности, которые должны быть рассмотрены в контексте автомобилей с функцией автономного управления, не говоря уже о совершенно новых законах, необходимых принять прежде, чем первая машина появится на коммерческой основе.

Существует также правовая часть в каждом законе — ответственность. Производители автомобилей всегда утверждают, что ответственность за использование транспортного средства лежит исключительно на водителе. Сдвиг ответственности производителя на автомобиль с автономным управлением — огромное изменение. Оценка и понимание риска, на которые они подпишутся, таким образом, для удовлетворения юристов, законодателей и общества в целом будет занимать много времени.

Автострахование, как мы знаем, не может быть приемлемо к автомобилям с автономным управлением. Должны быть разработаны совершенно новые модели страхования. Те, кто работают в тесном контакте с руководителями на некоторых из крупнейших страховых компаний в мире, активно готовятся к переходу, к чему-то новому, но их самые агрессивные прогнозы показывают, что не будет каких-либо значимых изменений на рынке, на протяжении более десяти лет, и это как минимум.

Моральные и этические проблемы

Человеческие существа эмоциональные, импульсивные и несовершенные. В отличие от этого, машины следуют набору инструкций, которыми они были запрограммированы при производстве. Проектировщики автомобиля с функцией автономного управления должны предвидеть все существующие ситуации, где бесчисленное количество машин с автономным управлением будут сталкиваться друг с другом из-за наличия агрессивной среды, и определить, как они должны себя вести. К сожалению, некоторые из этих ситуаций могут вызвать сложные моральные вопросы.

Представьте себе ситуацию, когда автомобили с автономным управлением должны выбирать между столкновением с пешеходом или уходом с дороги в кювет, тем самым убив своих пассажиров. Кому же автомобиль должен сохранить жизнь?

Автономный автомобиль от Mercedes-Benz

Попробуйте задать этот вопрос, и он утонет в течение минуты.

Будучи в роли инженера в будущем, какое бы решение предприняли вы? Каким этическим принципам мы бы следовали, чтобы определить эти правила? Какие приоритеты жизни раздаст ваш автономный автомобиль, при уходе на обочину? В каких ситуациях он должен взаимодействовать с пешеходами? Что делать, если один человек нарушает закон, а другие нет? На эти, и прочие другие вопросы попросту не существует простых ответов. А их поиск займёт довольно-таки много времени, да и потребует очень умных людей.

Я не говорю, что мы в итоге не получим ответы на все вопросы. Творчество человека найдёт способ ответить на них. Полностью автономный автомобиль не прибудет сразу, а в конце серии эволюционных шагов. Уже такие существующие функции, как адаптивный круиз-контроль и функция сохранения текущего ряда полосы движения, которые присутствуют в роскошных автомобилях, приближает нас к будущему. Но последние 20% проблем будут трудными в решении, которое займёт десятилетия.

Автор: Александр Фоменко