Какие неисправности бывают в системе ABS

Некоторым водителям кажется, что обзавёлся хорошей машиной, где установлена система ABS, и всё — бояться нечего, и по дорогам, даже зимой, можно гонять, как угорелому. Но к сожалению, это не так. И часто ошибка ABS может стать причиной несчастных случаев на дороге, если водитель позабудет о внимательности.

Как работает ABS

Как работает ABS

Невнимательность — дамоклов меч для водителя

Действительно, водители-новички или люди с особым складом характера верят в рекламу безоговорочно. Достаточно им услышать о том, что передовые инженеры придумали новую технологию и она будет всё делать вместо человека, они сразу же верят в это и возлагают на робота всю ответственность. А разве это правильно?

Да, система ABS — это уникальная возможность управлять автомобилем на трудных участках дороги. Она часто помогала автомобилистам, спасала от неминуемой аварии, делала торможение устойчивым, даже на скользких дорогах. Но это вовсе не означает, что человек должен полностью доверить свою жизнь и жизнь своих пассажиров автоматике.

Неосторожность — главная причина многих смертей, и печальная статистика утверждает, что трезвые водители погибают именно из-за этого. Как и любая машина, система ABS может изредка пошаливать или, другими словами, работать неадекватно. В чём же причина?

То, как работает система ABS, многих умиляет и радует. Не нужно обладать знаниями супервождения, как мегаводители. Достаточно довериться роботу, и он всё сделает вместо вас. Но бывает и так, что ABS не включается. Или же включается, а затем автоматически выключается. И водитель обязан быть внимательным и всё это замечать.

Сбои в системе ABS могут быть даже после обнаружения ошибки и при работающей ABS.

Принцип работы антиблокировочной системы

Принцип работы антиблокировочной системы

Частая причина, из-за которой отключается система ABS или перестаёт адекватно работать, — это пропадание сигнала с колёсного датчика. Как и любой робот, в таком случае ABS не знает, что делать, и автоматически отключается. Всё правильно. Система, не зная, что творится с колесом, отключается, дабы не развернуть автомобиль поперёк, неправильно распределяя усилия по колёсам. Получается, что инженеры сами наделили систему таким выключением? Да.

Инженеры заранее продумали эти фокусы. И система ABS после автоматического выключения продолжает опрашивать колёсный датчик, и если сигнал возобновится, то заработает и ABS. Если же с колесом что-либо не так, система ABS больше не включится, а опрос будет прекращён. В этом случае водитель должен остановить автомобиль, проверить колёса, устранить неисправности, и после повторного завода машины система ABS вновь пошлёт опрос и, получив удовлетворительный ответ, возобновит работу, как ни в чём не бывало.

А вот если бы система ABS была наделена памятью, где бы фиксировались все обнаруженные ошибки, робот бы их считывал. Но к сожалению, существуют блоки, которые ошибки фиксировать не могут. И соответственно, понять причину отказа работы бывает очень сложно.

Форс-мажоры на дорогах с ABS

На видео показан принцип работы антипробуксовочной системы (ABS):

http://www.youtube.com/watch?v=gxWxwwq1OCw

Как говорится, в мире нет ничего идеального, кроме самой природы и всего, чего не создал сам человек. И ABS не исключение. Сохранение управляемости часто оплачивается слишком дорогой ценой — увеличением тормозного пути. В случае если система эффективна при отличном сцеплении всех четырёх колёс, на проблемном покрытии форс-мажоры возможны.

Различные неровности дорожного покрытия, такие как гребёнка или трамвайные пути, могут вызвать отскок колёс. А если неисправны подвески, то возможен и временный отрыв колёс от дороги. В эти моменты колёса автомобиля разгружаются, на них не осуществляется давление, а это приводит к ранней блокировке тормозного диска при вынужденном торможении. Соответственно, система ABS срабатывает раньше.

Стоит отметить, что такой же ранний эффект срабатывания системы ABS наблюдается на гравийных, песчаных дорогах, где бывает много грязи в дождливое время года. Такое же может произойти и на голом льду. Понятно, что наихудшим вариантом в таком случае станет вылет автомобиля с дороги. Так, те машины, которые системой ABS не наделены, вгрызались бы своими колёсами в дорожное покрытие, соответственно гася скорость. А вот система ABS, как это ни странно, сильно увеличивает тормозной путь, и автомобиль, в случае торможения, может увести по дуге.

По сути, отключение ABS не предусмотрено. Но избавиться от системы можно, вынув предохранитель. Это актуально делать на ледовых трассах, куда часто выезжают потренироваться в управлении транспортным средством. Но и забывать не стоит о том, что современные системы ABS отвечают за грамотное распределение тормозных сил по осям при обычном торможении. Понятно, что механические тормозные регуляторы, которые до ABS этим заведовали, такую эффективность дать не могут. И всё может закончиться плачевно, ведь будут заблокированы задние колёса.

На видео рассказывается о плюсах антипробуксовочной системы:

Причины ошибок

Что же делать, если перестала работать ABS? А вернее, если она работает, но недостаточно эффективно. Как правило, многие системы ABS наделены лампой — индикатором отказа. Инженеры предусмотрели и считывание кода ошибки. Водителю удаётся отслеживать параметры некоторых элементов и управлять ими. Так, это возможно сделать с насосом модуля ABS или с клапанами. Рекомендуется применять оборудование, которое включает в себя не слишком много элементов и, соответственно, достаточно надёжное. Обычно такое поставляется дилерскими центрами.

Ошибки системы ABS чаще всего возникают из-за модуля управления. И чаще всего ими становятся внутренние электронные неисправности. В большинстве своём такие ошибки несут случайный характер, а потом автоматически исчезают. Если же ошибки возникают повторно и не удаляются, сам модуль подлежит замене. Его ремонт производителем не предусмотрен.

Неисправность проводки или отказ самого датчика, подающего информацию, также могут являться частыми причинами ошибок. И если используется активный датчик, неисправность обусловлена бывает повышенным люфтом ступичного подшипника. Может появиться явный воздушный зазор между кольцом-магнитом на подшипнике и датчиком. Может быть даже так, что при замене этого самого подшипника его просто поставили не с той стороны.

Что касается использования пассивного датчика, то здесь проблему может создать гребёнка на приводе. Её могло немного сместить с посадочного места при установке или снятии привода. Также сигнал с этого датчика может ослабевать из-за накопившейся грязи или оставшихся металлических частиц на гребёнке. И поэтому датчик порой невозможно бывает даже снять без повреждений, так как удары молотком способны его разрушить. При этом ударять опасно не только по самому датчику, но и по поверхностям рядом.

На видео рассказывается о минусах ABS:

Существуют и другие типы ошибок ABS, часть из которых может иметь отношение к самой цепи связи. К примеру, датчик педали тормоза тоже относится к ABS. Нередко лампу ошибки могут зажигать и другие модули. Лампа способна реагировать на неисправности, которые в прямом смысле и не бывают связаны с системой ABS.

Диагностика ABS

Определение неисправностей и ошибок антиблокировочной системы (ABS) является одним из самых существенных моментов в комплексной процедуре проверки автомобиля перед дальней поездкой. Диагностика ABS несёт в себе главную цель — предотвращение блокировки колеса, в случае когда вращение действительно необходимо для торможения. Это могут быть ситуации на скользких дорогах и поверхностях.

Не нужно и говорить о том, что датчик скорости — это один из главных механизмов системы ABS. Его проверка очень необходима, так как механизм следит за скоростью колёс, помогает им выпускать тяжёлое давление, когда происходит твёрдое торможение. Специальный магнитный датчик обнаруживает скорость колеса и передаёт информацию компьютеру ABS. При порче или неисправности этого самого датчика торможение будет происходить нерегулярно и даже на низких скоростях.

Перед тем как этот самый датчик снять, следует хорошенько смазать болты крепления WD-40, что позволит открутить их аккуратней. Это делается ввиду того, что эти болты легко ломаются и могут привести к дополнительной проблеме. Полезно перед работой разместить деревянные блоки или камни плоского типа под каждым колесом, создавая устойчивую автомобильную стойку. Рекомендуется также активировать тормоз парковки.

Тормозной путь с ABS и без него

Тормозной путь с ABS и без него

И передние, и задние датчики ABS бывают расположены сзади за сборкой колёс. Работать нужно будет гаечным ключом, направляя тот правильно и против часовой стрелки, дабы отодвинуть колесо от втулки. И для успешного снятия сборки, возможно, придётся сделать хороший рывок. Сам датчик находится в маленькой чёрной коробке, размещённой по самому центру. Желательно будет её прочистить. Масло нужно протереть тканью, делая это очень аккуратно.

Полезно также проверить провод, идущий от БУ ABS до датчика, особенно если чистка не поможет. Чтобы проверить провод, нужно открыть коробку датчика, разъединить и убрать датчик в сторону. Заранее подготовленную батарейку подсоединяем к фишке в нужной полярности. Дёргаем провода в разные стороны, и если лампа не гаснет, значит, дело не в ней. Стоит также проверить подшипники, ведь причина может быть заключена в них. Они могут быть повреждены при замене или ударе.

После того как было обнаружено, почему не работает ABS, то есть после обнаружения окончательной поломки датчика и проведения замены, необходимо убедиться в приобретении той сенсорной модели, которая стояла в автомобиле. Это поможет сохранить надлежащее функционирование механизма ABS. Новый датчик нужно будет вставить на место и зажать его болтом.

И напоследок. Нужно будет убедиться в том, что нет большого пространства между наконечником сенсорного типа и колесом. Кроме этого, чаще всего обычной чистки установки более чем достаточно для решения проблем с ABS.