В нашей стране водительское удостоверение есть у каждого второго человека старше 20 лет — большинство людей предпочитает получать их, даже когда машина отсутствует — «про запас». Это явление возникло совершенно неспроста — процедура получения удостоверения отнимает очень много времени и усилий. Чего только стоит обязательное обучение в сертифицированной автошколе, на которое уходит больше всего времени. Но теперь будущих водителей ждут ещё более серьёзные испытания, поскольку с этого года продолжительность процесса обучения увеличилась. Соответственно изменилась и стоимость обучения в автошколе в 2015 году — мы постараемся рассказать обо всех подробностях новой образовательной программы.
Сколько часов?
Главное нововведение касается именно продолжительности программы — правила обучения в автошколе с 2015 года предусматривают посещение занятий в течение 190 часов вместо 156 ранее. За это время ученик должен посетить лекции, общая продолжительность которых составит 130 часов, сесть за руль под надзором инструктора и провести на дороге 56 часов, а также потратить 4 на сдачу всех экзаменов. Интересно, что в обучении теперь выделяется три основных этапа: базовый, специальный и наиболее важный профессиональный. Причём, если у вас уже имеется удостоверение, и вы попали в автошколу по причине переквалификации, то базовый этап длительностью 84 этапа можно пропустить, поскольку считается, что содержащиеся в нём знания превосходно усваиваются за один цикл обучения.
Эти цифры актуальны для тех, кому требуется знать, сколько длится обучение в автошколе в 2015 году при сдаче экзаменов на распространённую категорию «B». Для остальных типов транспорта показатели будут иными. Так, людям, которые собираются сесть за руль грузовика (категория «D») придётся пройти курс длительностью 257 часов. А вот водителям мопедов (категория «М») нужно потратить в общей сложности 122 часа, в которых 100 посвящены теоретическим вопросам, 4 — экзаменам, и только 18 — вождению с инструктором. Кстати, переквалифицироваться на мопед не придётся никому — все остальные категории дают право управлять этим лёгким двухколёсным транспортом.
Актуален не только вопрос, сколько месяцев учиться в автошколе в 2015 году, но и содержание программы. Понятно, что увеличение продолжительности обучения не могло не затронуть его сущности. Теперь в специальную часть, которую проходят даже опытные водители, включён отдельный курс, посвящённый изменениям в ПДД. Кроме того, более серьёзно относятся и к безопасности на отечественных дорогах. Однако наиболее серьёзные изменения отразились на:
- Снижении длительности курса «Первая помощь» до 16 часов с одновременной интенсификацией процесса — ученикам будут давать больше материала, а не упоминать общие сведения, как это было ранее;
- Появлении курса о психофизических особенностях поведения водителя на дороге — в нём будут рассказывать о типичных реакциях на опасные и аварийные ситуации, а также учить решать конфликтные ситуации в рамках закона;
- Дополнительно ученикам расскажут, как заниматься профессиональной деятельностью в области перевозок (грузовых, такси) и укажут, куда обращаться за получением разрешительной документации.
Кстати, в программе теперь появилась возможность сдавать экзамены и проходить обучение на машине с автоматической трансмиссии. Длительность программы будет уменьшена всего на 2 часа, что не отразится на ценах. После такой учёбы в автошколе будет выдаваться удостоверение с пометкой «АТ», которое запрещает садиться за руль машины, оборудованной механической КПП. Изменения коснулись и экзаменов — теперь отдельно сдаётся три испытания, завершающие каждую часть обучения.
Что касается автошкол?
Кроме того, появляются и новые требования к автошколам в 2015 году — эти учреждения должны пройти переаттестацию, которая позволит им получить лицензии. Главное новшество – необходимость регистрации собственной тренировочной площадки, размер которой не может быть менее 0,24 га. Альтернативой ей может служить специально оборудованный автодром. Его отличие — в наличии всех дорожных фигур, предусмотренных ГОСТ, а также препятствий, имитирующих типичные опасные ситуации на трассе и в городе. Стоимость организации такого полигона без учёта земли оценивается приблизительно в 4 миллиона рублей, но автошколы смогут арендовать существующие объекты либо строить их «в складчину».
Предполагается, что ученикам больше не понадобится информация о том, сколько часов вождения должно быть в автошколе по закону 2015 года — теперь специальные службы будут устраивать регулярные проверки качества обучения в таких учреждениях. Следовательно, наконец-то исчезнет ситуация, когда после второго-третьего практического занятия представители автошколы заявляют, что бензин закончился и ученикам предстоит заправляться за свои деньги либо завершать курс. Теоретическое обучение также подвергнут проверке — за несоответствие утверждённой государством программе будут лишать лицензии. Каждый инспектор также пройдёт переаттестации — причём по новым правилам учитель обязан иметь законченное высшее образование, минимально допустимый стаж вождения не менее 5 лет и возраст от 25 лет и старше.
Образовательные учреждения должны интересоваться и вопросами материального оснащения школы. Для проверки знаний учеников и психологического тестирования они должны комплектоваться компьютерами с программами, аналогичными применяемыми ГИБДД. Кроме того, теперь один класс не вмещать более 25 человек. Следить будут и за количеством машин, которое указывается, как «достаточное», хотя более подробной расшифровки закон не предоставляет. Наконец, в каждый автомобиль автошкола обязана установить видеорегистратор, выбрав его среди моделей, утверждённых ГИБДД.
Когда постановление, определяющее срок обучения в автошколе в 2015 году, было впервые опубликовано в интернете, начали появляться ехидные комментарии — может, теперь и дипломы будут выдавать? Шутить не стоит — действительно, теперь прежняя бумажка, предоставляемая исключительно экзаменационному центру, заменена настоящим пластиковым дипломом. Предполагается, что его будут требовать при оформлении на работу на штатную должность водителя в определённую организацию. С весны 2015 также имеется возможность сдавать экзамен на территории автошколы — вот только она должна иметь автодром и не меньшее материально-техническое оснащение, чем соответствующее подразделение ГИБДД.
Сколько стоит новое обучение?
Учитывая огромное количество изменений, вопрос, сколько стоит обучение в автошколе с 2015 года, стал невероятно актуальным. Увеличение продолжительности программы, появление новых преподавателей и предъявление высоких требований к материальному оснащению автошкол привели к приросту средней стоимости по стране на 40%. Приблизительные тарифы в зависимости от конкретных регионов составляют:
- Москва, СПБ — 40 тыс. рублей;
- Рязань, Новгород, Иваново, Владимир, Калуга — 35 тыс. рублей;
- Омск, Новосибирск, Ростов — 30 тыс. рублей;
- Астрахань, Башкирия, Мордовия, Чукотка, Якутия — 25 тыс. рублей.
Однако повысилась не только цена обучения в автошколе с 2015 года, но и официальные пошлины, которые предстоит уплачивать будущим водителям. Теперь оформление пластиковой «корочки» стоит уже 2000 рублей, а все экзамены в сумме — 4500 рублей. Причём теоретическая часть оценена в 1 тыс. рублей, практическая на площадке — 1,5, а в городе — 2. Положительная оценка за сдачу «теории» теперь действительна полгода, но сдавать экзамены разрешено не более двух раз подряд — на третий придётся подождать месяц, чтобы подтянуть знания.
Станет ли лучше?
В ГИБДД нововведениями довольны — руководство организации утверждает, что повышение сроков учёбы положительным образом скажется на знаниях и практической подготовке водителей. Кроме того, обосновали они и повышение стоимости — по словам руководителей экзаменационных центров, это будет стимулировать людей намного лучше готовиться к прохождению оценивания. Однако среди водителей уже нарастает возмущение — если раньше получать удостоверение было просто сложно, то сейчас процедура потребует огромное количество времени, денег и нервных переживаний. Хотя с улучшением качества образования соглашаются абсолютно все.