Грузовики — можно ли управлять ими на дорогах РФ, имея на руках права категории B? Попробуем разобраться.
Содержание
Новые категории
Начнем с водительского удостоверения, которое обязан иметь при себе автомобилист любого транспортного средства. Это специальный документ, который дает право водить транспортное средство той или иной категории. И раньше, до введения нового закона, таких категорий было всего пять.
Категория A давала право вождения мотоциклов. C категория позволяла управлять грузовыми автомобилями, превышающими массу в 3500 кг. Категория D давала право водителю управлять автобусами и другими средствами перевозки пассажиров. Группа E — позволяла водителю управлять автомобилями с прицепами, автопоездами, тягачами и т. д.
И, наконец, категория B, которая давала возможность управления только легковыми автомобилями, весом не больше 3500 кг. Кроме того, сидячие места в транспорте категории B не должны были превышать восьми, кроме сиденья водителя.
Все это относилось к водительскому удостоверению, используемому до 2011 года, которое выдавалось на 10 лет, а после истечения этого срока должно было быть заменено на новое.
В 2011 году ввели новый порядок, коснувшийся категорий. Теперь их стало уже девять.
А в 2013 году вышел ещё один закон, который подразумевает уже целых 16 категорий.
Появилась новая группа M, которая позволяет управлять легкими квадроциклами, мопедами, скутерами. Кстати, ГИБДД давно хотело обуздать растущий поток скутеров и мопедов.
Новый закон разделил категорию A на две части: категория, позволяющая управлять мотоциклами с двигателями до 50 куб. см и подгруппу A1, дающую право водить байки с объемом мощности свыше 50 кубиков, но ниже 125 куб. см. И одновременно с этим, сдача прав на легкие мотоциклы и тяжелые становится различна. Теперь, если вы захотите ездить на Harley, придется сначала сдать права на A1, а затем уже на A. Кроме того, за руль тяжелого мотоцикла теперь сможет сесть только совершеннолетний.
Видео о новых категориях прав:
Группа C также была разделена на две части: классическая С, позволяющая управлять тяжелыми грузовиками с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т. и подкатегория C1, которая позволит ехать на грузовиках свыше 3,5 т., но не превышающих массу в 7,5 т. Сюда могут входить такие автомобили, как ГАЗ «Валдай» или длиннобазный цельнометаллический европейский фургон, такой как Fiat Ducato.
Кроме того, появилась новая категория C1E, позволяющая управлять грузовыми машинами массой от 3,5 до 7,5 т., имеющими прицеп массой более 750 кг.
А еще и CE, дающая право водить транспортное средство с прицепом, не превышающее двенадцать тонн.
Идем дальше. Группа D подразумевает вождение транспортных средств, имеющих количество сидячих мест более восьми. Что касается категории D1, то это разрешение на управление пассажирскими автомобилями, с сидячими местами от восьми до шестнадцати.
Кроме того, подразумевается категория D1E, допускающая вождение транспортных средств с сидячими местами от восьми до шестнадцати и имеющих прицеп массой более 750 кг.
Но и это еще не всё в данной категории. Сюда ввели ещё и подкатегорию DE. Водители, получившие эту подкатегорию, получают право на вождение автобусов с большими прицепами.
Кроме этого, введены категории Tm и Tb для трамваев и троллейбусов.
А как же быть с удостоверениями, которые у водителей уже есть? А здесь все просто. Они будут законны до тех пор, пока не закончится срок их действия. Он бывает указан на корочке прав. Нынешние категорий будут рассматриваться следующим образом:
- старая A — даст возможность управлять новыми A, A1 и M;
- категория С позволит управлять C, C1 и M;
- старая D — новыми D, D1 и M;
- E — новыми B, C, D.
Категория В и скоростные ограничения
А как же категория B? Здесь не всё, как прежде — легковушки и малые грузовики. Закон добавил BE, позволяющую управлять легковыми автомобилями, имеющими сзади прицепы массой более 750 кг. Также эта категория дает возможность управлять грузовиком-автопоездом, общая масса с прицепом которого будет равна 3500 кг. Это могут быть автофургоны, например, популярные китайские Foton Ollin BJ и другие.
Нововведение затронуло такую важную тему, как ограничения скорости движения грузовиков, предусмотренных правилами дорожного движения. По новым законам, на малые грузовики теперь сажают водителей, которые раньше управляли легковушками. И не удивительно, что гоняют они на полную катушку и вряд ли адаптируются к другому стилю вождения, которыми отличаются шоферы с правами категорий C и CE.
Существует специальный раздел ПДД, в котором четко указано, что превышать скорость на грузовиках и даже на автофургонах нельзя. В частности, это автомобили категории B, имеющие разрешенную максимальную массу не более 3,5 тонн и грузовики, которые перевозят пассажиров в кузове.
На пассажирские грузовики накладываются самые большие ограничения. Максимальную скорость в 60 км/ч они обязаны считать крайней везде: и рядом с населенными пунктами, и на загородных трассах, и даже на автомагистралях. Это вызывает порой непонимание со стороны водителей, но закон, есть закон.
Что касается грузовиков категории B непассажирских, то на автомагистралях они не имеют права превышать скорость в 110 км/ч. Кстати, дорог, которые называются автомагистралями в России немного. Не все российские трассы федерального значения относятся к автомагистралям, и поэтому ездить на такой скорости придется довольно редко.
Но на загородных дорогах грузовые автомобили могут разогнаться до 90 км/ч.
И, наконец, возле населенных пунктов ехать стоит со скоростью не более 60 км/ч.
Но какой водитель легковушки не был свидетелем ситуации, когда его, едущего со скоростью 90 км/ч на загородной трассе, обгонял тягач с полуприцепом? Получается, что водитель так называемой фуры превышает скорость на целый 30-50 км/ч, подводя себя к ощутимому штрафу.
В чем отличие водительских удостоверений старого и нового порядка?
В 2011 году, как и было указано выше, в нашей стране водителям выдали права новые, соответствующие международным требованиям. Эти требования были прописаны в новой редакции Венской конвенции о дорожном движении, но затем в 2013 году были обновлены. В первую очередь такой шаг был вызван поправками в закон о безопасности движения. Как известно, участились случаи ДТП не только у нас в стране, но и во всем мире. Поправки, в свою очередь, привели к изменениям категорий вождения и другим нововведениям. И для отображения изменений пришлось ввести новое водительское удостоверение, отличающееся внешним видом от старого.
По сути, изменилась только оборотная сторона корочки водителя. С лицевой стороны все осталось прежним: та же пластиковая карточка 8,5х5,5 см. Выполнена она в розово-голубых тонах, имеется на корочке фотография и вся необходимая информация про водителя.
Теперь про отличия. В водительском удостоверении старого образца было указано всего девять категорий, трамвай и троллейбус, а в новой версии общих категорий десять и еще шесть подкатегорий.
В удостоверении старого образца также отсутствует четырнадцатая строчка, где указывается тип трансмиссии транспортного средства, на котором экзаменуемый проходил обучение и провел сдачу на вождение. Получается, что у нас в стране будут действовать разные права на вождение автомобилей с АКПП и МКПП. И что интересно: пересесть с автомобиля, имеющего один тип КПП на другой, можно будет только сдав еще один экзамен.
Правила получения водительского удостоверения
Для того чтобы сегодня получить права, нужно пройти обязательное обучение в автошколе. Процесс обучения подразумевает две части: теорию и практику. После этого сдается экзамен на вождение. Если раньше можно было обучаться самостоятельно, а экзамен сдавать экстерном, то сегодня такого понятия нет. И это правильно! Наконец-то удастся наладить состояние на дорогах, где за рулем проезжающих в бешеном ритме автомобилей сидят «недоучки» или люди, не разбирающиеся в основных правилах вождения.
Для поступления в автошколу РФ, нужно соответствовать следующим требованиям:
- иметь регистрацию в регионе, где проходит обучение (подойдет и временная);
- быть не младше 16 лет;
- иметь все необходимые требования, касающиеся здоровья.
Что касается пакета документов, который необходимо предоставить при сдаче экзамена, то он включает:
- заявление о выдаче водительского удостоверения;
- документ, подтверждающий личность или военный билет;
- медсправку;
- регистрационный документ с соответствующей отметкой;
- квитанцию, подтверждающую оплату госпошлины за выдачу прав или временного разрешения на вождение.
Сегодня почти все центральные автошколы различных российских городов этот перечень документов формируют сами и предоставляют его в органы ГИБДД, когда проходит сдача экзамена. Хотя в нашей стране нужно быть готовым ко всему, в том числе и к самостоятельной подготовке документов.
Надеемся, что в данной обширной статье нам удалось рассказать все о том, какими видами грузовиков можно управлять, являясь водителем категории B сегодня и каким образом можно получить права.