Человек или робот — портрет идеального водителя

Сколько километров асфальта и гравия будет пройдено, прежде чем любитель станет хорошим водителем? Вероятно, к тому моменту он будет сидеть за рулём не первой машины, ведь согласно статистике большинство аварий происходит по вине водителей и пешеходов, а не качества дорожного покрытия или проблем с техникой. Когда речь заходит о безопасности на дороге, на первый план всегда выходят личные качества участников дорожного движения.

Какими качествами должен обладать идеальный водитель? Ответ на этот вопрос знают в странах Европы. Несмотря на отсутствие ограничений на скоростных автобанах Германии и растущее число автомобилей, из года в год в этой стране фиксируется уменьшение количества ДТП: 15 000 за 1980 год против 6600 за 2003 год. Попробуем разобраться в этом вопросе подробнее.

Психология и здоровье

Не зря при подготовке к сдаче экзамена по вождению будущих владельцев удостоверений заставляют проходить обязательный медицинский контроль. Профессиональным водителям приходится проходить отдельные медкомиссии, организованные работодателем. Важность этого легко оценить, если представить, что вы управляете автомобилем с температурой в 39 градусов. Очевидно, что внимание будет рассеяно, вы будете нервничать и так далее. Управлять машиной, находясь в таком состоянии, невозможно. Однако слабое здоровье может означать, что водитель изо дня в день воспринимает эти препятствия как нечто само собой разумеющееся.

Прохождение медкомиссии для получения прав

Прохождение медкомиссии для получения прав

Бывает, что усталость накапливается, а ослабленный иммунитет не позволяет надолго сосредоточиться. В жизни случаются разные периоды. Хороший водитель должен отмечать подозрительные признаки и действовать на опережение. Профессионал постарается избежать вождения в состоянии разбитости и усталости, не пытаясь маскировать проблему медикаментами, кофеином и другими средствами.

Алкоголь

Алкоголь не вреден в малых количествах, но в хорошей компании это может превратиться в проблему. Пить вообще плохо, а для человека, ежедневно управляющего ТС, плохо вдвойне. Частое злоупотребление приводит к следующим последствиям:

  • замедленная реакция;
  • неправильная оценка происходящего;
  • беспорядочное восприятие: нарушение связности, неспособность предусмотреть последствия;
  • нарушение координации и чувства автомобиля.

Агрессия

С точки зрения психологии, здоровая агрессия присуща каждому адекватному человеку. Ключевое слово — «здоровая». Львиная доля ДТП происходит из-за банального желания показать себя на дороге «королём», неспособности уступать, невнимательного отношения к другим участникам движения. Хороший водитель должен применять врождённую агрессию правильно:

  • идти вперёд, а не ломиться напролом;
  • проявлять упорство, а не упрямство;
  • показывать смелость, а не браваду;
  • добиваться успеха в жизни, а не на дороге.
Агрессия за рулем — признак плохого водителя

Агрессия за рулем — признак плохого водителя

Пессимизм и оптимизм — реальность

Часто можно увидеть, к чему приводит излишне радужное восприятие реальности. Безрассудное поведение, неумение признавать опасность и верно её оценивать — признаки водителя в зоне риска. Невозможно ездить с уверенностью в том, что беды случаются только с другими.

Пессимисты, напротив, уверены в том, что и без того огромное количество ДТП не обойдётся без их участия. Негативные мысли блокируют восприятие, и назвать его адекватным можно только с натяжкой. Одно из главных качеств хорошего водителя — умение давать точную оценку происходящему, действовать без паники и излишней расхлябанности.

Чувство автомобиля

Со временем водитель начинает ощущать машину как продолжение своего тела. Это чувство приходит только с опытом. Освоиться с управлением, научиться чувствовать геометрию и массу машины можно за полгода-год вождения, но проехать пару кварталов и понять, что изменилось распределение массы по осям или увеличилась нагрузка на колесо, может только опытный водитель.

Хороший шофёр — это и автогонщик, ведь во время движения машина и водитель неразделимы, а связующие нервы для них — руль и педали. Со временем ощущение автомобиля превращается в своеобразный прогноз, непрерывно происходящий во время движения: водитель может точно сказать, как автомобиль будет вести себя в ближайшем будущем. Для того чтобы избежать аварии, недостаточно просто соблюдать правила дорожного движения. Видеть будущее так же ясно, как дорогу перед автомобилем, — черта профессионала.

Сцепление

Современные автомобили делают за водителя большую часть работы: в нужный момент работает стабилизация движения, умные автоматы сами переключают скорость и регулируют расход топлива. Разумеется, это хорошо, но водитель такой машины не всегда осознает ответственность, которую он принимает, садясь за руль транспортного средства. Если за тебя выполняют часть работы, концентрироваться и полноценно участвовать в процессе управления становится сложнее.

В первую очередь это проявляется в сцеплении. Чувствовать скольжение шин нужно так же хорошо, как собственные ноги. Поездив с десяток лет, шофёр начинает видеть проблемные участки дороги, зоны, где скольжение будет проявляться сильнее. Прочувствовать это можно лишь попробовав искусственный занос или столкнувшись несколько раз с управляемым заносом на дороге.

Безопасная скорость

Впервые сев за руль, автоматически стараешься не нажимать лишний раз на педаль газа и избегать высоких скоростей. Эта черта характерна для всех начинающих водителей, однако опыт не означает передвижение исключительно на высоких скоростях. С опытом водитель не перестаёт бояться скоростей, но его оценка движения оказывается ближе к истине, чем у начинающего. На некоторых дорогах нужно ехать быстро, на каких-то участках лучше сбавить скорость.

Чувство скорости приобретается либо опытом, либо ездой по скоростным магистралям. Разумеется, лучше делать это не в одиночку, а под наблюдением опытного водителя. Родственники, решившие прокатиться с вами, не подойдут для этого. С ощущением скорости приходит и другое видение дороги. Хороший водитель видит дорогу дальше и в каком-то смысле способен заглянуть за горизонт.

Контролируемое вхождение в занос

Контролируемое вхождение в занос

Сам того не замечая, профессиональный водитель задействует боковое зрение, начинает тормозить чуть раньше, чем неопытный автолюбитель. С увеличением скорости тормозной путь растёт в геометрической прогрессии, и рассчитать его довольно сложно. Опыт заменяет математические расчёты.

Высокая скорость обманчива и в том смысле, что при резком торможении может показаться, будто машина остановилась, хотя на спидометре будет 40–60 км/ч. Легко обмануться, набрав скорость на однообразном участке трассы. На автобане можно разогнаться до двух сотен и не почувствовать разницы с передвижением по обычной магистрали. Поэтому высокая скорость требует максимальной концентрации, и для водителя, осознающего опасность, такая езда — тяжёлый труд, а не развлечение.

Портрет хорошего водителя

Исследования, сравнивающие биографии водителей с датами совершённых ими ДТП, обнаруживают логичную взаимосвязь между проблемами в личной жизни и неурядицами на дороге. Машина — это автомат и проблемы у неё того же рода, но за рулём человек, а его устройство и реакции намного сложнее. Идеальный водитель не испытывает никаких трудностей на работе и в отношениях с семьёй, в его голове не витают отвлекающие и нервирующие мысли, перед глазами только дорога, а не туман похмелья.

Идеальный возраст водителя — 35–45 лет. Здоровья ему не занимать, а к офтальмологу и психологу обращаться не нужно. Он реалист и всегда может здраво оценить положение дел на дороге. За плечами у него минимум 10 000 километров и только формальные нарушения ПДД, а уход за техникой и содержание её в исправном состоянии составляет не смысл, но логичную часть жизни.

Вывод

Раскрывая тему того, как стать хорошим водителем, мы сознательно опустили один момент — знания. Идеальный водитель отлично знает ПДД и получал права без всяких поблажек. Необходимо понимать принцип составления правил, понимать, как они работают на дороге, и смотреть дальше границ этой системы.

Видео о том, как стать хорошим водителем:

Знание ПДД — необходимость. Внимание — ключ к профессиональному вождению. Непрерывная концентрация и внимание к мелочам отличают водителей со стажем от начинающих водителей. Проявляйте больше внимания к происходящему, рассматривайте ситуацию в динамике и вы сможете дать собственный ответ на вопрос об идеальном водителе.