Содержание
От фантазии к готовому решению
С момента изобретения автомобиля прошло много времени, но работы над его совершенствованием не только не прекращаются, но и набирают темп. В начале XX века было сложно представить, что с увеличением скорости и маневренности автомобилей самым важным станет соблюдение скоростного режима и дистанции для предотвращения ДТП.
В то время только писатель-фантаст мог предположить, что автомобиль будет обладать возможностью управления без нажатия на педаль газа, при этом двигаться он будет с определенной скоростью и поддерживая заданное расстояние до следующего впереди автомобиля. Тем не менее, с появлением опции Адаптивный круиз-контроль (Adaptive Cruise Control), такая возможность стала реальностью.
Для чего это нужно
Что же на самом деле представляет собой опция АСС? Производители автомобилей не остались в стороне от повсеместного применения в нашей жизни передовых цифровых технологий и алгоритмизации систем управления. В сущности, управление автомобилем — это стандартный набор несложных действий: поворот руля, нажатие педали акселератора и тормоза с разным скоростным показателем. Если есть процессор, который может выполнять множество задач одновременно, так почему он не сможет осуществлять контроль и управление такими функциями, как управление разгоном и торможением автомобиля, определение расстояния до движущегося впереди автомобиля, распознавание его скорости движения и положения, соблюдение дистанции, установленной водителем.
Из чего состоит система
Современный круиз-контроль состоит из трех основных элементов, каждый из которых отвечает за выполнение определенных функций:
- Датчик расстояния. Главная его задача — определение расстояния до автомобиля, следующего впереди, и измерение его скорости. Используются два типа приборов. Первый тип приборов — радары — приборы, работающие по принципу эхолота. Они излучают электромагнитный сигнал, относящийся к радиодиапазону. Получив назад отраженный сигнал, прибор обрабатывает полученные данные. Расстояние рассчитывается, исходя из времени возвращения импульса, скорость рассчитывается по частотным изменениям отраженной волны. Второй тип приборов — лидары. Принцип работы аналогичен радарам, но взамен электромагнитных сигналов используется луч лазера инфракрасного спектра оптического диапазона. Получаемые результаты преобразовываются и передаются в управляющий блок. Первый тип приборов более дорогой, но и более надежный в использовании, в отличие от второго типа, который подвержен атмосферным воздействиям, но стоит дешевле. Для большей точности современные системы оснащаются несколькими датчиками дальнего и ближнего диапазона действия.
- Управляющий блок. Своеобразный коммуникационный центр, который принимает и обрабатывает данные датчиков расстояния, следит за данными систем автомобиля для расчета его скорости и расстояния до следующей впереди машины, учитывает боковое ускорение и угол поворота. С таким базовым центром возможно добавление либо удаление дополнительных программных реакций. К примеру, можно оставить только функцию торможения и полной остановки при возникновении препятствия, либо добавить дополнительную функцию ограничения движения по максимальной скорости до 40 км/ч. Продавцы обычно предлагают купить эти функции дополнительно, однако эти программы входят в набор устройств Адаптивного круиз-контроля.
- Исполнительные устройства. Ввиду того, что собственных устройств управления в системе АСС нет, она использует электросистемы автомобиля: электромагнитную дроссельную заслонку, автоматическую коробку передач, систему курсовой устойчивости.
Как работает адаптивный круиз-контроль
Современные системы АСС работают в диапазоне скорости от 0 до 200 км/ч и поддерживают функцию старта и торможения в потоке движения с повышенной плотностью. Движение автомобиля обеспечивается в трех режимах: ускорение, замедление, постоянная скорость. На свободной дороге система обеспечивает скорость движения, заданную водителем. Если следующий впереди автомобиль производит ускорение или совершает маневр перестроения, ускорение также происходит до заданной водителем скорости. Если автомобиль, следующий впереди, замедляет свою скорость или перестраивается в соседний ряд, система контроля расстояния замедляет автомобиль до дистанции, заданной водителем, активно используя на больших скоростях снижение мощности двигателя, а на низких скоростях — тормозную систему.
Что предлагают производители
На сегодняшний день существует пять лидеров среди производителей систем Адаптивного круиз-контроля:
- Mercedes-Benz с системой Distronic — первый вариант, Distronic Plus — вариант с максимальным расширением опций, актуальный по сей день.
Компанию можно смело называть основоположником развития и внедрения системы АСС в автомобиле. Созданная в 1998 году модель S-класса была оснащена системой Disctronic, которая имела возможность осуществлять контроль расстояния до автомобиля, следовавшего впереди, в скоростном диапазоне от 30 до 160 км/ч. Торможение автомобиля система производила с использованием 20% мощности тормозной системы, при этом информируя водителя звуковым и световым сигналом на приборной доске.
Позже система была доработана инженерами компании, были внесены изменения в скоростной режим, и появилась опция полной остановки автомобиля, что особенно удобно при движении в пробках. Автомобиль фактически останавливается и начинает движение сам.
- BMW с системой Active Cruise Control.
Система прекрасно выполняет свою задачу как при длительных поездках, так и в плотном потоке автотранспорта при движении в городе. Система оснащена памятью на четыре значения скорости с вызовом одним нажатием кнопки и полностью автоматическим следованием за идущим впереди автомобилем. Нажатие на педаль тормоза необходимо только при остановке на красный свет светофора в случае подъезда к нему первым.
- Toyota с системой Radar Cruise Control.
Сохранив аналогичные функции АСС от BMW и Mercedes-Benz, специалисты компании уделили особое внимание возможности следования за впереди идущей машиной со скоростью ниже 30 км/ч. При остановке передней машины срабатывает звуковой сигнал и тормозная система.
- Mitsubishi с системой Preview Distance Control.
- Audi, Volkswagen, Honda с системой Adaptive Cruise Control.
Можно сделать заключение, что в наши дни такую полезную опцию, как Адаптивный круиз-контроль, можно и увидеть на серийно выпускаемых моделях, и заказать как дополнительную на понравившийся вам автомобиль. По-настоящему оценить все плюсы системы можно в любом автосалоне, заказав тест-драйв. Приобретая автомобиль с системой АСС, помните, что все дополнительно предлагаемые функции — это программируемые возможности одного и того же устройства.