Каждый, кто решился на приобретение собственного автомобиля, сталкивался с проблемой выбора трансмиссии. Помимо рассмотрения основных моментов — выбора марки, цвета, типа кузова — перед покупателями ребром встаёт вопрос: механика или автомат — что лучше? Однозначного ответа нет, ведь выбор коробки переключения передач зависит от множества факторов. Определиться с предпочтением вам сможет помочь тщательный анализ эксплуатации и ремонта обоих видов трансмиссий.
Содержание
Ценовая политика
Для платёжеспособного покупателя разница в цене не станет преградой в выборе трансмиссии, несмотря на то что автоматическая коробка дороже механической на добрые одну — две тысячи долларов. И это при одинаковой комплектации автомобилей! На подержанные авто разница не распространяется, так как всё зависит от предыдущего хозяина: как он управлял автомобилем и насколько следовал предписаниям обслуживания. Другое дело, во сколько вам лично обойдётся эксплуатация и ремонт трансмиссий.
Эксплуатация КПП
Если не сопоставлять данные о механической и автоматической коробках передач, то в первую очередь в голове возникает мысль о том, что удобнее и практичнее агрегата, чем АКПП, ещё не придумали современные инженеры. Однако стоит копнуть глубже. Механика, как ни странно, разгоняется до сотки быстрее автомата. Хотя для многих автолюбителей этот показатель не является решающим при выборе машины. Кроме того, транспорт на автомате расходует топлива по городу на один-два литра больше, нежели на механике, учитывая равенство прочих условий. По трассе обе трансмиссии «съедают» практически одинаковое количество бензина. Что касается буксировки, то для автомобиля с АКПП существует только один выход — вызывать эвакуатор. А вот машину с МКПП можно попробовать завести «с толкача», даже севший аккумулятор может «воскреснуть» от подобных процедур.
При вождении автомобиля в пределах города явное преимущество имеет коробка-автомат. Управлять такой машиной гораздо легче, ведь водитель задействует только правую ногу и иногда к процессу подключается правая рука. В автомашине с МКПП водитель частенько отвлекается на педаль сцепления, ну а правая рука постоянно находится в режиме переключения скоростей. На трассе обе коробки находятся в равных условиях. Руки водителя крутят «баранку», а правая нога находится на педали газа.
Если автомобиль буксует на грунтовке или в яме с лужей, вывести его при наличии любого вида трансмиссии будет несложно. В этом случае поможет метод «раскачки»: машину на механике выводят на максимально крайнее положение и при пробуксовке колёс водитель выжимает сцепление. Это помогает автомобилю откатиться на противоположную сторону. При его замедлении водитель отпускает сцепление и давит на газ. Так происходит до тех пор, пока авто не окажется в безопасном месте. То же самое проделывается с машиной на автоматической коробке. Только не стоит забывать, что длительная пробуксовка попросту навредит автоматической коробке передач.
Обледеневшие дороги, доставляющие массу неприятностей водителям в холодное время года, являются большим препятствием как для машины с коробкой-автоматом, так и для авто на механике. Сложнее приходится автомобилистам, у которых четырёхколёсный друг оснащён автоматической коробкой передач: контроль над своим автомобилем они практически теряют. Расслабиться можно лишь в случае, если машина имеет вспомогательную электросистему, защищающую от небезопасной пробуксовки. Легче справиться с трудными погодными условиями будет на механике.
Видео о том, как управлять автомобилем с автоматической коробкой передач:
Ремонт и обслуживание КПП
Замена масла — один из основных моментов сервиса. В среднем эту процедуру производят каждые 60 000 километров пробега у авто с АКПП и каждые 90 000 километров у машины с МКПП. Следует учитывать, что в механику заливают два-три литра масла, а в автомат шесть — девять литров. При этом и цена масла для автоматической коробки передач выше в два-три раза. Ремонт автомобиля будет стоить недёшево, независимо от того, какой агрегат находится под капотом вашего железного друга — автомат или механика. Затраты на замену/восстановление узлов обойдутся владельцу автоматической коробки в добрые сорок, а то и все пятьдесят тысяч рублей. На б/у агрегат потребуется примерно такая же сумма. Механическая КПП, в свою очередь, более экономична — на её ремонт уйдёт в два, а то и три раза меньше материальных средств.
Замена коробки передач
Замена автомата на механику
На видео — принцип работы МКПП:
Произвести смену силовых приборов в автомобиле не составляет особого труда. Конечно, любая автомашина требует определённого порядка в решении подобных вопросов. Но существует ряд правил, которых следует придерживаться, производя смену трансмиссий в любом авто. Технически замена АКПП на МКПП происходит так:
- Подъём с последующей фиксацией передней части авто.
- Демонтаж нижних панелей мотора, торпеды и приборов.
- Отключение клемм аккумулятора.
- Изъятие стартёра, расположенного в нижней части движка.
- Открепление проводов силового прибора от кожуха.
- Отключение тросов рычага переключения автомата и датчика спидометра.
- Открепление трубки радиатора жидкости от КПП, слив масла.
- Фиксация движка на распорках.
- Устранение крепёжных болтов, соединяющих коробку с двигателем.
- Разбор опоры и кронштейнов.
- Демонтаж гидротрансформатора.
- Изымание автоматической КПП при помощи домкрата.
- Установка маховика МКПП и тросов её привода.
- Смена селекторов автомата.
- Монтаж педали сцепления и главного цилиндра сцепления.
- Установка МКПП и замена ЭБУ, производимая после сборки салона.
Эти действия ключевые, но к ним могут добавиться и другие. Произвести замену возьмутся отдельные СТО, водителю придётся выложить 35–40 тысяч рублей. Эта цифра варьируется в зависимости от марки и модели авто, а также года его выпуска. Помимо самого механического агрегата среди обязательных деталей идут: селектор с тросами, маховик и крепление, диск и корзина сцепления, крепления движка и коробки, педали, главный и рабочий цилиндры сцепления, подвес привода ШРУСа, ЭБУ для МКПП.
Видео про автомобиль с автоматической коробкой передач:
Замена механики на автомат
Поменять механику на автомат гораздо труднее, чем произвести обратную процедуру. Дело в том, что обычным демонтажем тут не обойтись — потребуется абсолютная замена электропроводки автомобиля и панели приборов. Кроме того, автовладелец будет вынужден приобрести большое число обязательных деталей. Помимо коробки-автомата это: радиатор АКПП и гидравлические трубки к нему, селектор с тросами, «коса» проводов, ЭБУ для коробки-автомата, реле и предохранители, приборная панель, датчик спидометра, «лягушка» заднего хода, стартёр, подушки крепления и кардан, гидротрансформатор (если не входит в комплект АКПП). Сам процесс очень схож с заменой АКПП на механику.
Отличие состоит в том, что, помимо самого агрегата, придётся менять и провода с приборной панелью. Стоимость этой замены велика из-за сложности процесса ввиду несоответствия деталей АКПП и МКПП. Работники станций техобслуживания считают такую переделку нецелесообразной, ведь авто с коробкой-автоматом в среднем дороже автомашины с МКПП на десять — пятнадцать процентов. Видимо, именно по этой причине и нет популярности подмены автоматической коробки передач на механическую.
Коробка передач — одна из главных частей вашего автомобиля. Случается, что её приходится заменить. Чаще меняют АКПП на механику — процесс требует меньше работы и приложения усилий, стоимость процедуры ниже, чем в обратном случае, да и эксплуатация МКПП обходится гораздо дешевле. Владельцы автоматов меняют их на механику с целью экономии средств. Желающих произвести такую смену агрегатов существенно больше, чем пытающихся избавиться от механики в пользу автомата.
Безусловно, комфортнее ездить на автомобиле с автоматической трансмиссией. Тем, кто ставит комфорт выше других качеств, и вовсе не стоит раздумывать над выбором трансмиссии — ответ очевиден. Автолюбителю, желающему произвести замену, стоит детально ознакомиться с критериями обоих коробок, чтобы сделать для себя окончательный выбор.