Рулевая тяга — составной элемент рулевого привода автомобиля. Основная задача этого привода: препятствие боковому скольжению колёс при совершении поворотов автомобилем. То есть, при правильной работе механизма, управляемые колёса авто обязаны поворачиваться на разные углы: на большой угол — внутреннее колесо, на меньший угол — внешнее колесо. Этот привод состоит из различных тяг (средней, правой и левой) и правого и левого рычагов колёс. В зависимости от конструкции представленного типа и модели автомобиля их существует разнообразное количество, однако, не все подойдут именно для вашей модели. Поэтому следует уделить должное внимание при их выборе и не допустить ошибки, так как замена рулевой тяги производится строго по своему типу авто.
Содержание
Предназначение рулевой тяги
Даже если учесть тот факт, что для различных моделей автомобилей существует большое количество конструктивных особенностей этой составной детали, суть действия привода не меняется. Связь между рычагом соответствующего механизма и продольного элемента осуществляется при помощи шарниров. Во время поворота сошки средняя тяга перемещается вправо или влево. Поворот колёс в нужном направлении обеспечивается с помощью боковых тяг.
Видео о рулевой тяге
Существует и более простой по своей организации рулевой привод — механизм реечного типа. Основное его отличие заключается в том, что он использует только две рулевые тяги, которые заставляют колёса автомобиля поворачиваться в нужном направлении и взаимодействуют с поворотными рычагами через небольшое усилие со стороны водителя.
Шарниры рулевых тяг
Основной элемент боковых тяг — шарниры рулевых тяг, иными словами, наконечники. Они отвечают за прочное и качественное соединение с резьбовыми наконечниками. Шарниры выполнены в виде полусферических пальцев. Из-за своей хрупкости они являются самым проблемным местом. Замена шарнира рулевых тяг производится только в полной сборке, так они не подлежат восстановлению и ремонту. Самым лучшим вариантом будет заменить шарниры с обеих сторон и обезопаситься от проблем в будущем.
Признаки неисправности рулевой тяги
К основным характерным признакам неисправности относят:
- биение руля и непреднамеренную вибрацию;
- всевозможные незапланированные стуки при движении автомобиля, доносящиеся обычно с правой стороны;
- нехарактерное увеличение люфта руля, которое ощущается водителем на высокой скорости движения;
- трудность с управлением и тугость руля при поворотах;
- самопроизвольное отклонение движения автомобиля при прямолинейном передвижении: то вправо, то влево.
Если вы обнаружили присутствие одного или нескольких из этих характерных признаков, то необходимо в ближайшее время провести диагностику этого механизма и выполнить замену наконечника рулевой тяги.
Самостоятельная диагностика
До диагностики в сервисном центре вы можете самостоятельно проверить этот механизм. При этом необходимо уделить особое внимание нижеперечисленным пунктам:
- Перемещение рулевых наконечников вдоль оси пальцев должно быть не более 1,5 мм, иначе требуется замена наконечника с шарниром.
- Удостовериться в необходимой силе, с которой затянут хомут муфты на тяге.
- Проверить степень прочности чехлов, служащих для защиты шарнира наконечника. Если существуют разрывы и трещины, необходимо принять решение о смене чехла.
Самая популярная и характерная поломка рулевого привода — износ и повреждение шарнира наконечников рулевых тяг.
Для определения неполадок в управлении нам не понадобится какое-то оборудование или посещение станции технического обслуживания. Достаточно свободно расположить руки на руле и положиться на свой собственный слух.
Обычно опытный водитель сразу может заметить изменения в своём автомобиле, которые приводят к нестандартным движениям. Способы обнаружения проблем:
- Во время стоянки автомобиля можно покрутить рулём и обратить внимание на ответное движение колёс: если колёса не отвечают на движение руля, то это явный признак поломки.
- Оценить состояние пыльника на предмет царапин, порезов, вогнутостей, трещин и при положительном результате заменить его.
Необходимые инструменты для замены
Первоначально для замены рулевой тяги своими руками вам необходимо приобрести тяги, подходящие именно для вашей модели автомобиля, и по возможности сразу два наконечника, дабы избежать замены старого наконечника в будущем и сэкономить ваши денежные средства.
Приведём список популярных и необходимых инструментов для замены этого механизма:
- Домкрат,
- «козлы» для безопасности,
- Пассатижи,
- гаечные ключи,
- съёмник рулевых тяг,
- отвертка,
- универсальная техническая жидкость WD-40.
Этапы замены
Для замены рулевых тяг выполним поэтапно следующие пункты:
- Непосредственно перед заменой рулевых тяг необходимо переместить автомобиль на смотровую яму, для того чтобы иметь доступ к механизму.
- Поднять и зафиксировать ручной тормоз.
- Заблокировать руль. Обесточить аккумулятор.
- С помощью домкрата приподнять машину, чтобы освободить место под «козла».
- Снять колёса.
- Открутить гайки наконечников, предварительно расшплинтовав их.
- Установить съемник. С помощью молотка наносить удары по ушку поворотного рычага, подтягиваю гайку максимально близко. При неизменном положении рычага нужно эту процедуру повторить.
- Открутить рулевой наконечник от муфты. Так как предварительно был отключён аккумулятор, то исключена возможность попадания на плюсовой провод. В случае проблемы отделения от ржавой резьбы детали воспользуйтесь универсальной технической жидкостью WD-40.
- Демонтировать пыльник и открутить тягу от рулевой рейки.
- Смазать шарнир смазкой, которая поставляется в комплекте.
- Установить новую рулевую тягу без сложных физических усилий и использования молотка.
- Выполнить подключение аккумулятора, закрепить тормоза, проверить их работоспособность.
- В зависимости от размеров старой и новой детали сделать необходимые пометки, чтобы технически верно закрутить тягу и без проблем добраться до мастера в сервисном центре. По этим меткам на заключительном этапе он сделает развал схождения колёс. Для того чтобы избежать проблем с этой операцией, необходимо подсчитать количество оборотов, которое понадобилось для откручивания наконечника.
По окончании работ вам необходимо провести развал-схождение колёс. Эта процедура избавит вас от ненужной покупки резины в будущем.
Проверка и регулировка выполненной работы:
- во время проверки недопустим люфт в тягах;
- регуляция люфта должна быть около 15-ти градусов и провести её необходимо на рулевом колесе;
- плавный и беспрерывный ход руля, равное количество поворотов влево и вправо;
- необходимо удостовериться в самостоятельном возвращении руля на место после поворота;
- желательно провести новую регулировку через 600-800 км. Однако в случае возникновения проблемы необходимо выполнить регулировку немедленно.
Как вы можете заметить, в целом, процесс замены механизма не так уж и сложен, если определить проблему на раннем этапе и выполнять работу строго по пунктам. Некоторые сложности, правда, могут возникнуть при поиске подходящих для вас деталей, так как некоторые из них производитель уже мог снять с производства. Конечно, лучшим вариантом была бы замена в сервисном центре специально обученными работниками. А был ли у вас опыт замены рулевой тяги, и с какими проблемами вы сталкивались?