Национальные законодатели, ссылаясь на немецкий опыт выдачи водительских прав, рассматривают с гипотетической точки зрения внедрение более тщательного контроля, в частности за счёт ужесточения теоретической и практической экзаменационной части. Свои действия власти мотивируют более жёсткой системой контроля получения прав в Германии, так как сама процедура получения прав является на несколько уровней выше, нежели в России.
Содержание
Жёсткие требования к экзамену
Ведущие экономически развитые государства для получения водительских прав ввели как теоретический, так и практический экзамен. Германия также следует общему законодательному вектору развитых стран, поэтому в этой стране присутствуют обе части экзамена как единое целое, их должен сдать каждый, кто желает получить водительские права. Также и с юридической точки зрения в Германии аттестационный экзамен на получение водительских прав состоит из двух частей, впрочем, как и в России. Однако требования к нему более жёсткие, чем в России, следовательно, предварительный уровень подготовки также намного выше.
Для того чтобы получить право сдавать экзамен на водительские права, будущий немецкий водитель должен пройти курсы вождения в сертифицированной государством автошколе. В России же можно и самостоятельно учиться вождению, а также в автошколе: ускоренным темпом либо пройти полноценный курс водительской подготовки. Это никак не влияет на право получить права. В Германии пройти курсы вождения в автошколе с соответственной аккредитацией должен каждый, кто хочет получить разрешение на управление автомобилем, и это правило касается даже тех, кто уже имеет права, но только другого государства.
В Германии всё предельно просто: водительские права иностранного государства действительны не более чем полгода. До момента истечения этого срока водитель должен успеть сдать экзамен, для того чтобы получить право управлять автомобилем после полугода. Самое интересное состоит в том, что сдача экзамена на водительские права в Германии требует глубоких знаний. Для всех иностранцев, включая россиян, действует небольшая поблажка: экзамен можно сдавать на своём родном языке. Конечно, экзаменационные билеты переведены не всегда идеально корректно и случаи ошибок не редкость, тем не менее этого предостаточно, чтобы понять суть поставленного вопроса.
Видео об ужесточение правил получения водительских прав:
Эффективная теоретическая часть
В немецких автошколах обязательных для посещения занятий всего лишь 14. Согласимся, это не столь внушающая цифра. Однако эффективность и количество предоставляемой информации значительно выше, чем в российских автошколах.
Особенностью теоретического занятия в немецкой автошколе является то, что преподаватель не только даёт множество теории и проверяет регулярно степень её усвояемости, но также и затрагивает практические случаи из жизни водителей. Особый акцент всех ситуационных практических задач состоит в моделировании ситуации, которая в законе не прописана. Главная цель немецкой автошколы состоит в том, чтобы обучить новичков не только правилам дорожного движения, но также проводить объективную оценку непредвиденной ситуации. Особое внимание на каждом уроке уделяется безопасности. Немецкий теоретический экзамен направлен на то, чтобы определить, насколько объективно справится новичок, в случае если возникнет непредвиденная ситуация.
В частности, во время сдачи теоретической части может вполне реально попасться вопрос: «Какие меры предосторожности необходимо соблюдать, чтобы ребёнок не смог открыть заднюю дверь автомобиля, если у него даже на то возникнет желание?».
Наибольшее количество вопросов в теоретической части экзамена связано с детьми либо с наркотиками. Количество таких тематических вопросов превышает процентную долю вопросов о перекрёстках.
Водитель в Германии должен в обязательном порядке владеть огромным перечнем вопросов, а именно:
- спецификой установки детского кресла;
- случаями, когда необходимо отключить подушки безопасности;
- знанием точного времени распада этилового спирта и наркотических веществ внутри организма человека;
- и, главное, каждый водитель должен назубок помнить все вышеперечисленные виды нарушений с точки зрения возможных взысканий за их несоблюдение. В России новички-автомобилисты не обязаны изучать КоАП вообще.
Одним из главных вопросов теоретической части немецкого экзамена на права считается знание телефонов экстренных служб. Без этого за руль водитель в Германии точно не сядет.
Дикие животные являются тематическими вопросами, с помощью которых оценивается степень рационального мышления водителя. Например, один из вопросов может звучать следующим образом: «Каковы будут ваши действия, в случае если на трассе окажется хищное животное». Ещё один практический пример вопроса: «В какой местности наиболее вероятнее встретить дикого кабана на трассе?».
Особое внимание в Германии уделяется велосипедистам. Очень много ситуационных задач в теоретической части экзамена касательно поведения водителя относительно велосипедиста. В этой стране водители с уважением относятся к велосипедистам.
Немецкая теоретическая часть экзамена на права также требует глубоких знаний в технической области автомобиля. Среднестатистический водитель России даже не владеет таким объёмом и качеством знаний, каким должен владеть водитель-новичок в Германии. Например, во время сдачи экзамена может встретиться следующий вопрос: «Как выглядит и что собой представляет эмпирическая формула торможения и какие методы вычисления тормозного пути существуют?». Иногда может попасться лёгкий билет, однако в нём обязательно будет присутствовать вопрос технического аспекта автомобиля. Например: «Основные причины, которые вызывают увеличение расхода топлива?».
Практика автомобилиста-новичка
В Германии практической части экзамена уделено не меньше внимания, чем теоретической, поэтому проверка проходит очень строго, в отличие от России. В Германии срок проведения практического экзамена зависит от выбранной категории прав, но, как правило, на практике средняя величина времени составляет 75 минут. В течение этого времени экзаменатор вместе с экзаменуемым успевают проехать серию жилых кварталов, городские и загородные трассы, а также посетить парковку.
Самым интересным является то, что для российских водителей самой сложной частью является не теоретическая, а именно практическая часть занятий. Как правило, у всех водителей-новичков, независимо от национальности, ошибки всё те же: несоблюдение скоростного режима, неверная перестройка, несоблюдение положенной дистанции и т. п.
Хоть и в Германии практическая часть намного строже при сдаче, однако процент успешных сдач значительно превышает аналогичный показатель в России. Это первостепенно связано с тем, что немецкие водители к сдаче готовятся профессионально и ответственно. Интересным фактом является то, что практически каждый житель Германии имеет права. Количество автомобилей в Германии превышает аналогичный показатель в России более чем в 1,5 раза. При этом в Германии количество ДТП с летальным исходом в 6 раз ниже, нежели в России. Сами же жители Германии это явление связывают со строгостью контроля выдачи водительского удостоверения.
Практическое вождение в автошколах Германии водитель-новичок проходит исключительно на трассе в реальных условиях.
Краткий объективный итог
Структура оценивания в России и Германии является идентичной: в обеих странах экзамен представлен теоретической и практической частью. Разница заключается в оценивании конкретных навыков, в Германии и России они являются в корне различными. Очень важно не только знать теоретические аспекты вождения и правила ПДД, но также объективно понимать их с практической точки зрения. Уметь адекватно управлять автомобилем независимо от условий — это одна из приоритетных задач каждого автомобилиста, включая и бездорожье. В России также существенным образом страдает и объективность оценивания. Не редкость, когда оценка не отражает истинную сущность знаний и навыков.