General Motors вполне может представить себе тот день, когда перезапускает производство автомашин в России, заявляет руководство компании в Европе. После того как продажи упали во время экономического кризиса в России, General Motors в прошлом году прекратила продажи основных моделей Chevrolet и всех автомашин Opel на рынке и законсервировала свой завод в Санкт-Петербурге.
GM не имеет текущих планов по возобновлению выпуска машин, но руководитель европейского подразделения Карл-Томас Нойман сказал, что автопроизводитель сохранил все необходимые компоненты, если вдруг решит возродить свою производственную деятельность в России. «Сохранилась дилерская сеть для Cadillac и моделей Chevrolet премиум-класса, так что всё возможно», сказал Нойман.
Но GM вряд ли возобновит принадлежащий ей бренд Opel в России. «Я буду очень удивлён, если мы возвратим бренд Opel», сказал Нойман, который является также генеральным директором Opel.
Нойман также сказал, что для General Motors есть смысл удерживать завод в Санкт-Петербурге, даже если в настоящее время там не выпускаются машины. «Если мы продадим его, то получим выгоду только в краткосрочной перспективе, а содержание завода обходится не так уж и дорого». Перед самым закрытием GM выпускал компактные модели Opel Astra и Chevrolet Cruz на этом заводе. Сейчас автопроизводитель продаёт в России только три импортируемых авто: Chevrolet Tahoe, Camaro и Corvette.
Два года назад Нойману удалось получить в оперативное управление российские предприятия компании с передачей их европейскому подразделению из подчинения самого большого азиатского отделения, сфокусированного на международных операциях. В то время это считалось переворотом, потому что Россия, согласно прогнозам, должна была обогнать Германию в качестве крупнейшего европейского автомобильного рынка. Это почти произошло в 2008 и снова в 2012 году, когда продажи автомашин выросли до 2,93 млн.
Россия была единственным растущим рынком для Opel, и GM имела успех со своей двойной бренд-стратегией на рынке автомобилей массового спроса. Автопроизводитель продавал по выгодной цене легковые автомобили массового производства Chevrolet для клиентов, которые сравнивали цены с другими доступными брендами, такими как Hyundai и Kia, предлагая при этом почти премиальные автомобили Opel, составляющими конкуренцию европейским брендам, в том числе Volkswagen.
Удача отвернулась
Однако после банкротства GM в 2009 году, Opel уже более никогда полностью не возвращался к своему прежнему успеху в России, когда объём продаж достиг рекордной отметки в 99 000 автомобилей в 2008-м. В 2014 году объёмы упали на 20% до 65 000, и эта тенденция продаж в начале прошлого года перешла в резкий спад. Chevrolet управился намного лучше с результатом в 200 000 проданных авто, как и совсем недавно в 2012 году, но он тоже пережил резкое падение продаж.
GM вывел оба бренда из российского рынка автомобилей массового производства в марте 2015 года, после того как экономика продолжила падение под тяжестью низких цен на сырьё, особенно сырую нефть. С того времени продажи новых автомашин в России сократились почти на 50% по сравнению с 2012 годом, когда было продано почти 3 миллиона машин, на фоне падающего рубля и экономических санкций, введённых после украинского кризиса.
Пока бизнес-ситуация только ухудшается, Нойман не желает подводить базис своих постоянных затрат под удовлетворение российского Декрета 166, который предусматривает, что иностранные автопроизводители должны производить 300 000 авто в год внутри страны, чтобы избежать дорогостоящих импортных тарифов. Большинство российских заводов стремится достичь близкого к этому уровню результата. Генеральный директор АвтоВАЗа Бу Андерсон сообщил участникам конференции Automotive News Europe Congress в английском Бирмингеме, что среди большинства автозаводов такой категории только три в стране могут производить 200 000 единиц и более. Санкт-Петербургский завод GM может выпускать только около половины такого количества, сказал Андерсон в то же время.
Ford, американский конкурент GM, использовал другой подход для расширения в России, создав совместное предприятие с Sollers, которая возложила отчасти финансовые тяготы по расширению мощностей завода на плечи американского автопроизводителя. Ford сохраняет свою приверженность рынку, невзирая на 40-процентное падение объёма продаж в прошлом году до 38 600 авто, что более чем на 10 000 единиц ниже продаж Chevrolet, несмотря на его уход с рынка автомашин массового производства.
По сравнению с насыщенным рынком Европы, где продажи в основном идут за счёт спроса, вызванного необходимостью замены авто, Россия остаётся авторынком с высоким структурным потенциалом, отчасти благодаря низкому числу автовладельцев. Именно поэтому GM предпринял попытку мирного расставания на тот случай, если рыночные перспективы станут достаточно оптимистичны, гарантировано вернуться. «Мы постарались уйти из России таким образом, чтобы не сжигать мосты, — сказал Нойман. — Мы являемся социально ориентированным бизнесом и сделали всё таким образом, чтобы не стыдно было посмотреть в глаза каждому клиенту впоследствии».