Определяем и проверяем время работы автомобильного аккумулятора

Любая автомобильная деталь имеет свой срок годности, определённый изначально изготовителем. Жизненные силы такого важнейшего элемента, как аккумулятор, в среднем длятся без особого технического обслуживания около 4–5 лет. Но это время далеко не однозначно. В зависимости от многочисленных факторов: конкретной модели, марки машины, уровня эксплуатации — служебный диапазон может быть намного увеличен или, напротив, сократится.

Давайте разберёмся, что именно влияет на срок службы автомобильного аккумулятора.

Автомобильный аккумулятор

Степень заряжения

Минимальный промежуток времени работы аккумулятора должен составлять, по мнению специалистов, не менее трёх с половиной лет. Выясните, в первую очередь, насколько мощно действует АКБ. Возможно, батарея затрачивает намного больше энергии, чем положено в техническом паспорте. Либо, наоборот, находится часто в разряженном состоянии. Тут необходимо помнить, что ряд таких разрядок приводит к различным нарушениям в дальнейшей работе.

Перед тем как высчитывать, сколько проработал ваш аккумулятор, проверьте, не разрядился ли он попросту. Иногда суток зарядки не хватает для полного восстановления сил. В этом случае нужно создать условия, в которых зарядный ток будет равен 18–24 вольт, чтобы ускорить процесс.

Многочисленные электронные устройства в вашем автомобиле, такие как аудиосистема, телефон и другие тоже пользуются щедростью аккумулятора. Короткие поездки с кондиционером потребляют большее количество энергии, чем успевает сгенерироваться. А вот на длительных расстояниях аккумулятор удерживает баланс.

Ещё одни потребители энергии — это, к примеру, бортовой компьютер, система безопасности, система открывания дверей. Они продолжают действовать, даже когда вас нет: ночью в гараже, в «спящем режиме». Найти виновника можно, отключив минусовую клемму.

Проверка заряжения аккумулятора

Существуют переходники, их функция состоит в определении слабых токов. Для автомобильных устройств меньше 50 миллиампер их можно выявить примерно через час. Системы, которые не переходят в «спящий режим», потребляют ток в сотни миллиампер. При ёмкости аккумулятора в 54 ампера в час, легко предсказать, сколько часов понадобится батареи для полного разряжения.

Коррозия

Борьбу с ней ведут все производители аккумуляторов. Тому пример, сурьмянистые технологии. Сурьма, добавленная в сплав, привлекла соответственно расходы воды. Соблюдать оптимальное соотношение между потреблением воды и устойчивостью к коррозии всегда сложно.

Температурный режим

Погодные условия, особенно морозы, негативным образом сказываются на эффективности батарей. Это связано с вязкостью электролита, что тянет за собой увеличение сопротивления прохождению заряда. Последствиями таких процессов становятся:

  • Понижение ёмкости.
  • Размораживание электродов.
  • Осыпание электродов.
  • Урезание периода длительности работы.
  • Электролиты могут замёрзнуть.
  • Деформации корпуса.
  • Полный выход из строя.

Проверка электролита аккумулятора

Что происходит при действии высоких температур?

  • Высокое испарение воды.
  • Склонность к коррозии.
  • При хранении повышается возможность саморазряда.
  • Не исключён перезаряд.
  • Как следствие, сжатие срока службы аккумулятора.

Любые колебания напряжения оказывают значительное влияние на работу батареи. Например, летом при высоком зарядном уровне может произойти перезаряд. Уровень его превышает 14,5 В. Если зарядное напряжение меньше 13,8 В, то получается недозаряд. И способность работать аккумулятора тоже снижается.

Зимой разряженность батареи допускается до 25%, а летом до 50%. Зимой большего процента добиваться нельзя, чтобы не заморозился электролит.

Если аккумулятор используется долгое время при разряженности в 60–70%, то его рабочие характеристики быстро снижаются.

Короткое замыкание

Мгновенный электрический шок полностью выводит из строя аккумулятор. В помощь применяются конверты-сепараторы, они разделяют пластины. Короткое замыкание может быть результатом брака в новых моделях. Если есть гарантия, её должны менять на рабочую.

Для старых же моделей замыкание — причина отставки. С пластин батареи сыпется паста, происходит зашламление аккумулятора, что во многом влияет на работоспособность и снижает срок службы аккумулятора автомобиля. Разноимённые заряженные пластины замыкаются. Для предотвращения осыпания активной пасты применяются технологии пастонамазки.

Выявить короткое замыкание нетрудно по постоянному снижению уровня электролита, притом что в батареи оптимальный заряд. А после полной зарядки аккумулятора происходит быстрая потеря ёмкости. В повреждённом аккумуляторе сразу увеличивается температура. Напряжение и плотность электролита остаются на одном уровне во время заряда, но снижаются при прекращении подачи заряда.

Сульфатация

Состояние сульфатации аккумулятора обуславливается наличием электродов, которые не получают зарядного напряжения, хотя оно пропускается достаточное время.

Сульфатация АКБ в автомобиле

Сульфатация АКБ в автомобиле

Характерно для этого процесса резкое повышение температуры, медленное увеличение плотности электролита. Как только включается аккумулятор для заряжения, происходит выделение газов. Провоцируют сульфатацию явления постоянного недозаряда аккумулятора, работа при очень высоких температурах. Или если часто находится в разряженном состоянии, а также применяется загрязнённый электролит.

К сожалению, полностью исправить ситуацию при сульфатации не получится. Если не было разрывов электродов, можно попробовать путём заряжения в течение долгого времени, более 24 часов. Пока вы не увидите, что 5–6 часов напряжение и плотность электролита держатся на одном уровне.

Чего ожидать от срока службы аккумулятора автомобиля

Соотношение различных факторов, процессов и раздражителей определяют эксплуатационные свойства батареи. Самыми низкими обладают автомобили, которые интенсивно используются, к примеру «такси». Износ электродов происходит через полтора года. Но есть счастливые водители, имеющие возможность управлять автомобилем с одним аккумулятором более 6 лет. При правильном уходе срок службы аккумулятора автомобиля увеличивается.

Видео о том, какие факторы влияют на срок службы АКБ:

Для этого необходимо периодически проверять напряжение на клеммах в момент работы и отдыха аккумулятора. Раз или два в месяц следить за уровнем электролита и поддерживать его добавлением дистиллированной воды. Не допускать разрядов более 50–60%. Не всегда индикатор соответствует реальной степени заряженности. Даже при зелёном свете процент бывает выше 60. Проводя время от времени контроль заряда, вы обеспечиваете надёжность работы аккумулятора и тем самым продлеваете срок его службы.