История Hummer

История Хаммер, этой американской компании, которая, по сути, является частью огромного концерна Дженерал Моторс, начинается с выпуска армейских внедорожников. И именно под этой маркой вышел легендарный автомобиль, который принёс компании заслуженную славу.

История автомобилей Хаммер начинается с выхода новых манёвренных пикапов, предназначенных для нужд армии. Военные Хамви, как их вначале называли, проходили болота и труднопроходимые лесные чащи, как танки. Они могли взбираться даже на ровную стену и были очень удобными.

Современный Hummer H3x

Современный Hummer H3x

В конце 70-х годов прошлого столетия американская армия нуждалась в специализированных автомобилях, которых у неё просто не было. Если и были некоторые образцы, то людей в салон они вмещали не так уж и много, а в условиях военных, как правило, чем больше перевозится в одной машине солдат и офицеров, тем лучше.

До появления автомобиля Хаммер в американской армии военнослужащие использовали легендарные Виллис, получившие прозвище «американский солдат». Но уже к 1979 году они были признаны не только маловместительными, но и устаревшими. Американская армия просто нуждалась в модернизированном и удобном многоместном автомобиле. В итоге компания Дженерал АМ получает заказ на производство боевого автомобиля.

Идти по стопам других компаний, выпускающих военные автомобили, Дженерал АМ не захотела и придумала собственную линейку «железных коней», имеющих высокомобильное многоцелевое значение. Проект по производству так и назвали HMMWV M-998. Уже в армии, куда он вскоре попал, автомобиль называют Хамви, а затем уже название трансформируется в Хаммер.

Это был настоящий вездеход, который отличался поразительной манёвренностью, лёгкостью управления, феноменальной проходимостью и мог везти различные виды вооружения. Автомобиль даже сравнивали с маленьким танком, настолько он был хорош и, самое главное, соответствовал армейским нуждам. После этого он стал основным автомобилем армии Соединённых Штатов.

Военный автомобиль Hummer

Военный автомобиль Hummer

Уже позже компании Дженерал АМ и Дженерал Моторс получили право сбыта и распространения гражданского варианта Hummer. Вернее, эти концерны подписали соглашение, по которому военный выпуск автомобилей оставался за АМ Дженерал, а гражданский — за Дженерал Моторс.

В то время, когда автомобиль только вышел, к нему уже предъявили ряд жёстких требований. Он должен был быть не таким большим, как БТР, но иметь аналогичную проходимость и возможность установки на нём различных видов вооружения. Проводились испытания, целью которых было проэкзаменовать внедорожник, и результаты превзошли все ожидания. Хаммер получился действительно мощным и соответствовал всем требованиям. Уже в марте 1983 года первая партия официально поступает в армию США для тестирования.

Не проходит и двух лет, как армия заключает с АМ Дженерал контракт на производство 55 000 автомобилей. И уже в 1989 году Хаммер впервые «нюхнул» пороху в Панаме, где происходили военные действия. А после участия в операции «Буря в пустыне» о Хаммере заговорили многие. Грязные армейские вездеходы показали по телевизору, когда кадры войны в Персидском заливе обошли весь мир. Хаммер поневоле становится звездой телевизора и символизирует мощь и силу американской боевой машины. Грозные армейские джипы легко переваливали крутые подъёмы барханов, а по песку шли, как по асфальту, далеко позади себя оставляя танки и БТР.

После этого компания Дженерал стала получать заказы не только от Пентагона, но и от частных лиц. Это была настоящая реклама, которая понравилась многим. Как и говорилось выше, заказов от частных лиц стало так много, что компания решает разделиться и выпускать гражданские модификации автомобиля Хаммер отдельно.

Официально в продажу, как гражданский вариант, джип поступил в 1992 году. Но цена на Хаммер была очень высока, даже для богатых американцев. В зависимости от комплектации и дополнительных опций цена его колебалась в пределах 70–85 тыс. долларов.

Как вы думаете, кто стал первым обладателем этого мощного джипа? Это был сам Арнольд Шварценеггер, за которым число покупателей стало увеличиваться в математической прогрессии. После великого Арнольда владельцами джипов Хаммер становятся Сильвестр Сталлоне, Джордж Лукас, Андре Агасси и даже знаменитый режиссёр Стивен Спилберг.

Арнольд Шварценеггер за рулём Хаммера

Арнольд Шварценеггер за рулём Хаммера

Первая гражданская модель Хаммера называлась Hummer H1. Она была больше, чем современная Hummer «бейби», которая производилась с 2005 по 2010 год.

Но не всё у компании Дженерал Моторс было так гладко. В 2008 году, в условиях кризиса, руководство принимает решение о продаже прав на марку Хаммер. Её хотели купить китайцы, вернее, компания Чихуан Техзонг, но позже предложение было отозвано и китайцам так и не удалось получить разрешение на выпуск неэкономичного внедорожника, который с трудом вписывается в современные экологические нормы.

Марку Хаммер ликвидировали в феврале 2010 года, и 26 мая с конвейера сошла последняя модель легендарного внедорожника.

Первые модели Хамви и Hummer H1 и их технические характеристики

Первая модель гражданской модификации Hummer H1 стала пользоваться популярностью не только в США. Арабские шейхи партиями закупали эти джипы, которые так легко переваливали самые большие пустыни. Обладателями американских джипов становятся богатые жители Ближнего Востока, России, Китая, Японии и других стран. Постепенно и в самой Европе отношение к этому автомобилю становится уважительным.

Первая штатная модель Хаммер H1, как и военная Хамви, выпускалась в трёх кузовных модификациях. Это двухдверный и четырёхдверный пикап и универсал. В армии это означало, что автомобиль предназначается не только как перевозчик солдат, но и как штабная машина, скорая помощь, перевозчик оружия и т. д. Кстати, на Хаммере было очень удобно перевозить пулемёты, миномёты и даже ракетные установки. Такая способность объяснялась в основном гениальной конструкцией кузова нового джипа.

Hummer H1

Hummer H1

Кузов крепился к раме, а это уже значительно повышает прочность и долговечность всей конструкции автомобиля. Что касается лобового стекла, разделённого на две части, и дворников, которые устанавливаются на верхней кромке стекла, то это навевает мысль о сходстве американского джипа не с легковым автомобилем, а с грузовиком. Тем более что Хаммер обувался в покрышки 315/75 R17.

Хаммер имеет довольно удобный, но немного стеснённый салон. Многие даже удивляются, почему в таком объёмном автомобиле так мало места внутри. Некоторые экземпляры американского джипа вообще имеют всего четыре посадочных места. Оказывается, всё дело в том, что коробка передач и двигатель Хаммера сдвинуты сильно назад за переднюю ось. Они практически находятся под кожухом в салоне. Как вы думаете, для чего это было так придумано?

Не стоит забывать о том, что Хамви был придуман как военная техника и нет ничего удивительного в том, что производители позаботились, чтобы уберечь двигатель от пуль.

Конечно же, гражданская модель Хаммер отличается от армейского брата, но всего лишь наличием обшивки дверей и кондиционера.

Теперь перейдём к техническим характеристикам первой модели Хаммер H1. Военный Хамви был оснащён системой подкачки шин и специальной резиновой накладкой во внутренней части диска, что позволяло машине двигаться даже с пробитыми шинами со скоростью 50 км/ч.

В то время, наверное, многие видели видеоролик, где военный двухдверный пикап Хамви спокойно взбирается на отвесную стену:

И Hummer H1 так же, как и его военный визави, на это был способен. Это не машина, а просто зверь какой-то!

«Американец» был способен двигаться при боковом крене в 40 градусов и взбираться на 60-градусный подъём.

Выше было указано, что гражданский вариант отличался от военного в плане некоего комфорта. Но у Hummer H1 не было того, что имелось у Хамви. В частности, это касается герметичного генератора и блока предохранителей. Кроме того, если гражданский Hummer H1 был способен на преодоление брода глубиной в полметра, то военный вариант был способен преодолевать каналы и рвы глубиной чуть ли не в 80 см. Согласитесь, это просто удивительно! Что касается угла въезда, то он составляет у обеих машин 72 градуса, а угол съезда — 31,5 градуса. И наконец, тогда как гражданская модель была оснащена электрическим бензонасосом, военный Хамви — механическим.

Из-за того, что двигатель сдвинут поближе к пассажирскому отсеку, Hummer H1 обладает отличной развесовкой. Что это значит? А то, что на переднюю ось Хаммера приходится около половины всей массы автомобиля, а не его большая часть, как думают некоторые. Хаммер Эйч 1 способен вытягивать прицеп массой до 3,8 тонны. Это просто монстр какой-то!

Вначале на Хаммер устанавливался дизельный V-образный восьмиклапанный 6,2-литровый двигатель, мощностью 150 л. с. Крутящий момент у него был равен 339 Н·м. С таким мотором максимальная скорость Хаммера не превышала 113 км/ч.

Но в 1994 году появился новый дизельный вариант двигателя объёмом уже в 6,3 л, а мощностью в 170 л. с. У нового, так называемого детройтского двигателя крутящий момент составлял 394 Н·м и давал 1700 оборотов в минуту. С таким мощным мотором Хаммер уже был способен набирать максимальную скорость в 133 км/ч.

По мере того как Хаммер завоёвывал популярность, стали на нём устанавливать и бензиновые модификации двигателя. Известен Hummer H1 с бензиновым V-образным 5,7-литровым двигателем, мощностью в 190 лошадок и крутящим моментом в 407 Н·м. Но почему-то он долго на конвейере не простоял и был изъят из производства в 1996 году. Его заменила дизельная версия с наддувом, мощностью в 190 л. с. и крутящим моментом 528 Н·м.

Что касается остальных технических характеристик Хаммера Эйч 1 с новым дизельным двигателем с наддувом, то он набирал мощность в 195 л. с. и разгонялся за 18 с до 100 км.

Потреблял Хаммер по-прежнему немало — 20,2 л в смешанном режиме.

Интересно, но официально Hummer H1 никогда у нас в России или странах СНГ не продавался. Цена завезённых из-за океана моделей превышала часто 50 тыс. американских долларов. И речь шла вовсе не о новой машине. Хотя любители всё же находились, несмотря на то что тот же Hummer H2 был более комфортен.

В Хамер Эйч 1 комфорта практически нет. Это родной брат военного варианта и разницы между ними практически нет. Любители этой модели Хаммер приобретали его именно из-за этого: за брутальность, мощь и манёвренность. К примеру, тот же Hummer 2 уступает первой модели в езде по бездорожью, да и вообще, если честно, намного слабее. Да, он сделан на славу, но больше в нём лоска и роскоши, чем силы и выносливости солдата.

Hummer H2 и H3

Хаммер Эйч 2 относят к внедорожникам класса E. В салоне, как и было сказано выше, всё сделано по высшему классу. Это уже мало чем напоминает армейскую технику. Богатое стандартное оснащение, комфортный и просторный салон — всё это уже говорит об идеальном балансе удобства и практичности, а также огромных возможностях, раскрывающихся на дорогах. Презентация новой модели состоялась в 2000 году.

Hummer H2

Hummer H2

На моделях Hummer H2 SUT, выполненных в кузовной версии пикап, устанавливался 6,2-литровый двигатель с компактным блоком цилиндров из сплава алюминия. Автомобиль развивал мощность в 293–398 л. с., и на нём устанавливалась 6-ступенчатая АКПП — Hydra-Matic 6L80.

На видео — тест Hummer H3:

Внешность нового Хаммера чем-то напоминала старую версию, но от былой брутальности осталось совсем немного. Оценивалась модель после выхода в 1,2 млн рублей.

Последней моделью стал Hummer H3, построенный на той же платформе, что и пикапы Шевроле. Дизайном модель напоминает больше H2.