Содержание
Стоит ли проводить чип-тюнинг двигателя
Как известно, чип-тюнинг двигателя проводится в особых целях. Посредством такой операции удаётся доработать двигатель, настроить его, отрегулировать его мощность и крутящий момент. Понятно, что всё это делается ради того, чтобы улучшить не только скоростные, но и тяговые характеристики.
Само название чип-тюнинга происходит от английского словосочетания chip tuning, где chip — это микросхема, а tuning — настройка.
Как можно повысить мощность двигателя
В настоящее время такой вид тюнинга для профессионалов является развивающимся бизнесом, а для любителей-автомобилистов своеобразным видом увлечения. Изобретатели находят в этом процессе необъятное поле деятельности. Что касается достижений в этой области, то они ограничены существующими техническими возможностями и действующим законодательством, которое ставит определённые стандарты и правила.
Любой двигатель имеет место для повышения мощности и КПД. И сделать это можно не только кустарным методом. Профессионалы проводят предварительно необходимые расчёты и знают, какой должен получиться результат. Как они это делают? С помощью специальной методики расчёта.
Видео о том, что такое чип-тюнинг:
Оказывается, современные расчёты двигателей внутреннего сгорания основываются по общепринятым меркам только на законах термодинамики. При этом не учитываются законы механики, не менее важные. К примеру, повышение мощности двигателя возможно, если повысить его эффективный КПД.
Двигатель автомобиля — это не только тепловой агрегат, но и механизм, имеющий метод преобразования возвратно-поступательного движения поршня в валовое вращение. И например, кривошипно-шатунный механизм и есть наиболее распространённый механизм такого типа.
Можно для наглядности рассмотреть теоретический процесс преобразования тепловой энергии в механическую на паровых двигателях, которые имеют реечную передачу крутящего момента на вал. Хотя таких двигателей на самом деле нет, но если бы они существовали, пар в цилиндр бы подавался при постоянном давлении, а постоянное сопротивление обеспечивала бы постоянная длина плеча. Весь этот процесс обусловливался бы вращением вала под нагрузкой.
Наш автомобильный двигатель уже имеет заложенные резервы повышения мощности. Но автозаводы, выпускающие их, в основном прибегают к различным компромиссам, жертвуя одними свойствами мотора ради достижения других. Основные свойства современных двигателей, которые рассматриваются производителями — это:
- крутящий момент;
- мощность;
- токсичность выхлопных газов;
- экономичность;
- шумоизоляция;
- долговечность;
- надёжность.
И часто, добиваясь улучшения одних параметров, производитель сводит к минимуму другие, так как двигатель является агрегатом сбалансированным. Вот настройка тонкая и доработка глубокая — это уже родные пенаты мастеров-профессионалов, которые способны всё это проделать в условиях хорошо оснащённой мастерской.
Чип-тюнинг двигателя требует подхода комплексного, ведь увеличение мощности приведёт к возрастанию нагрузок на определённые детали и элементы. Поэтому в таком случае потребуется заменить важные конструкции на более прочные, улучшить условия смазки и охлаждения.
Адаптировать под более мощный агрегат внутреннего сгорания следует также различные узлы и детали автомобиля, такие как сцепление.
Что такое мощность, если выразиться как инженер. Это тот вид работы, который выполняется агрегатом в единицу времени и увеличивается с ростом крутящего момента и оборотов коленвала. Измеряется мощность, как известно, в кВт или лошадиных силах. К примеру, одна лошадиная сила равна 0,74 кВт.
Кроме того, мощность двигателя зависит от его литрового объёма, степени сжатия и количества топлива, поступающего в цилиндр. Конечно же, влияние оказывает и состав горючей смеси, который определяется соотношением воздуха, топлива и продуктов сгорания, остающихся в цилиндре.
Первое, на что обращает внимание специалист, проводящий чип-тюнинг, это фазы газораспределения. Именно настройка фаз газораспределения, полностью отличающаяся от заводской, позволяет более эффективно использовать инерционный напор газов. Обеспечить же максимально фазы можно в относительно узком диапазоне оборотов. И объяснить это можно особенностями клапанных газораспределительных механизмов. Сложную корректировку осуществляют путём монтажа другого распредвала.
Сегодня мощность двигателя увеличивают двумя основными приёмами: старым методом, называемым обычным тюнингом, и современным, называемым чип-тюнингом. Старый метод подразумевает замену распредвала, а новый — перенастройку электроники автомобиля.
Установка распредвала
Что делают распредвалы и какова их роль в процессе? Они смещают максимум крутящего момента в область понижения или повышения оборотов. Принято разделять распределительные валы на верховые и низовые.
Верховой или быстроходный распредвал устанавливается для смещения максимума крутящего момента в область больших оборотов. Что касается низовой или тихоходной установки, то она применяется для перемещения максимума крутящего момента в сторону меньших оборотов.
Современный тюнинг: перенастройка электроники
Вся процедура чип-тюнинга двигателя в принципе сводится к двум важным этапам. Это работа с ЭБУ и со считанной с неё программой.
По сравнению с простым тюнингом перенастройка электроники является процессом куда более сложным и ответственным. К примеру, написанные любителем программы с ЭБУ использовать не только не рекомендуется, но и опасно. Ведь оптимально сочетать взаимодействие технических факторов способен только высококвалифицированный специалист.
Плюсы и минусы
Следует помнить, что чип-тюнинг дизеля или бензинового двигателя приводит не только к снижению ресурса, но и к увеличению расхода топлива. И старый метод тюнинга и современный опять же жертвуют таким параметром, как экономичность. Зато реально повышается мощность за счёт работы агрегата на повышенных оборотах и провоцируется более скоростной стиль езды дожатием педали газа.
Кроме того, автомобилист, который решается на проведение чип-тюнинга, должен помнить, что могут измениться и требования к более высокой марке топлива.
Чип-тюнинг зато способен дать наибольший эффект на двигателях с турбонаддувом. Программа способна управлять моментами включения этого параметра наиболее оптимально. Таким же образом регулируется и значение максимального давления. И всё это, вместе взятое, даёт прирост крутящего момента на 40% и соответственно мощности до 30%.
Видео об эффективности чип-тюнинга:
Что же получается, производители не догадались поменять прошивку двигателя, а возложили эту операцию на плечи узкопрофильных специалистов? Вовсе нет. Просто, как и говорилось выше, автозаводы не всегда считают удельную мощность главным преимуществом. А кроме других параметров двигателя, таких как экономичность, ещё нельзя забывать про более высокий налог, которым облагается более мощный двигатель.
Проводить ли чип-тюнинг или нет, решать должен сам владелец. Цена на этот вид услуг определяется параметрами автомобиля. К примеру, в гаражных условиях такая прошивка двигателя будет стоить около 1000 рублей, а в специализированном центре в десять раз больше.