А знаете ли вы, уважаемый водитель, что не только сильный холод, но и жара опасна для автомобиля. Такое явление, как отказ тормозов, возможно при сильной жаре, и в последнее время такие случаи участились. Связано это не только с глобальными погодными изменениями и непривычной для России жарой, но и незнанием водителем правил, как уберечь своё транспортное средство и важные механизмы от высокой плюсовой температуры.
Сильная жара может отрицательно повлиять не только на лакокрасочное покрытие автомобиля, но стать причиной отказа тормозов, электропроводки и многого другого.
Тормоза при сильной жаре
Влияние сильной жары на тормоза ощущается уже на скорости 100 км/ч и выше. Когда нажимаешь на педаль тормоза, она не вдавливается, как обычно, а выталкивает ногу обратно. Наверное, многие это наблюдали в знойное время года. Некоторые водители в такие моменты подвергаются панике, и в результате происходит ДТП, часто с тяжёлыми последствиями.
Первое, на что обращают внимание специалисты, это умение выходить из паники или так называемого ступора. Обычно, находясь в состоянии неконтролируемом, водитель нажимает на педаль всеми силами, но никак не пробует попытаться снова. И здесь преимущество бывших водителей грузовиков, пересевших на легковушки, перед обычными автомобилистами с категорией BC становится явным. На грузовых автомобилях часто приходится вжимать педаль повторно, так как она не всегда схватывает (речь идёт о педали сцепления).
В основном жара сильно действует на автомобили американского производства, наделённые ABS. Это не просто слова, а статистика. И отказ тормозов происходит при жаре, когда нажимаешь на педаль в первый раз после завода двигателя. После того как система понимает, что она неисправна, то автоматически отключаясь, сигнализирует водителя об этом (лампочка на приборной панели загорается).
Причины
Почему же такое происходит при сильной жаре, до конца неясно. Скорее всего, датчики, которые вмонтированы в тормозном узле колеса, посылают неверный сигнал блоку управления ABS о том, что якобы колёса заблокированы, и система не даёт водителю нажать на педаль, пытаясь разблокировать их.
Вы можете предложить тогда заменить датчики или провести профилактику всей тормозной системы, но и это не помогает. Парадоксально, но даже если каждый из элементов системы исправен, работая вместе при сильной жаре, они выдают такое явление. Скорее всего, причина отказа тормозов бывает вызвана жарой, которая действует на управляющую программу, мозг компьютера, а не связана с поломкой какого-либо узла.
Что же можно сделать в таких случаях? Конечно же, дезактивировать систему, вынув электрический предохранитель, отвечающий за питание системы или же снять клемму с блока управления АБС. В самом крайнем случае, если водитель не знает, где находятся те или иные провода, ему просто нужно будет обрезать провода, идущие к колёсам. Нужно остановиться на обочине, как и говорилось выше, нажав на педаль тормоза несколько раз или сбросив скорость. После этого выкрутить передние колёса в крайнее положение и обрезать провода с каждой стороны. Но будьте внимательны и не перекусите инструментом тормозные шланги! Если вы их не можете отличить от проводов, идущих на АБС, лучше ничего не делайте!
Всем автомобилистам, прежде чем отправляться в дорогу, особенно дальнюю, следует проверить состояние тормозной системы автомобиля. Касается это в первую очередь владельцев машин с АБС.
На автомобилях обычных, без системы АБС, эффективность торможения снижается из-за перегрева или подклинивания поршней суппортов и цилиндров. Возможны при сильной жаре и частые затирания колодок, их перекос и т. д. Не переносит жары и старая или некачественная тормозная жидкость. Кроме того, если водитель неправильно нажимает на тормоза или делал так до этого, при жаре тормозная система даст сдачи.
В любом случае явление это обратимое. Но в этом и заключается опасность — когда снижается температура воздуха снаружи, всё восстанавливается, а повышенная вероятность повторного отказа никуда от этого не девается.
Как правильно тормозить
Итак, эффективные правила торможения на автомобиле в первую очередь подразумевают заливание качественной ТЖ. В летний период температура её кипения должна соответствовать рекомендациям производителя авто. Понятно, что в течение длительного времени такое условие соблюдать сложно, ведь жидкость со временем поглощает влагу из воздуха и портится. С этой целью рекомендуется её часто менять, особенно летом.
Теперь про манеру торможения. Если все тормозные механизмы исправны, то нагрев узлов зависеть будет от стиля вождения. Спокойная езда и грамотное использование тормозной системы никогда не приведут к проблеме. На педаль тормоза нажимать следует всегда плавно, ни в коем случае не резко.
Если же водитель транспортного средства предпочитает спортивную манеру езды, когда происходят резкие торможения на высокой скорости, в жару это может обернуться проблемой.
Первым симптомом перегрева колодок является затвердевание педали тормоза. При проблемах с ТЖ происходит обратный процесс — педаль слишком мягкая и проваливается. Так вот, когда мы резко тормозим при сильной жаре, поверхность колодок, которая находится в постоянном контакте с диском, начинает плавиться. Вследствие этого коэффициент трения заметно снижается, а автомобиль, который обязан замедляться при нажатии на педаль, перестаёт это делать.
Что делать в такие моменты? Попытки давить на педаль изо всех сил в таких случаях бесполезны, так как не дадут никакого результата. Только прерывистое и неоднократное торможение спасает в таких случаях. Тормозной путь, конечно, заметно увеличивается, но что делать? Приходится только так.
Полезный совет: пользуйтесь смазкой, содержащей медные или керамические составляющие. Такую смазку полезно наносить на подвижные детали и узлы механизма привода колодок и суппортов.
Смазка помогает колодкам не терять подвижности. При отпускании педали тормоза колодки чаще и быстрее отходят от диска и не перегреваются.
На что ещё влияет отрицательно жара
Кроме того, от сильной жары тормоза могут и скрипеть. И чаще всего скрипят колодки передних колёс, нежели задних. Почему? Ответ скрывается в строении самой тормозной системы, ведь именно передние колодки при нажатии педали в первую очередь бывают задействованы в работу. Именно передние тормоза берут на себя максимальную нагрузку, независимо от того, переднеприводный автомобиль или заднеприводный.
Скрипеть тормоза в жару могут и от качества самих колодок. Даже новые колодки, сделанные некачественно, после определённого эксплуатационного срока начинают скрипеть.
Как и говорилось выше, жара влияет отрицательно не только на тормоза. Первое, на что посылает свои палящие лучи солнце, — это краска автомобиля. И жара в автомобиле, если не принять необходимых мер, может привести к выгоранию лакокрасочного покрытия и сделать это неравномерно.
На видео — эксплуатация авто в жару:
А про пластиковые детали автомобиля и говорить не стоит. И так ясно, насколько они подвержены отрицательному воздействию при высокой температуре. Именно поэтому бывалые водители, оставляя автомобиль на улице летом, закрывают панель приборов картонной бумагой изнутри.
Что делать, чтобы жара не испортила ваш автомобиль? Во-первых, при сильной жаре необходимо чаще машину мыть. Даже с виду небольшие загрязнения могут привести к неравномерному выгоранию лакокрасочного покрытия. Понятно, что слой грязи или пыли скроет от палящих лучей краску, но это приведёт к неоднородному выгоранию. Вообще, автомобиль нельзя оставлять под солнцем, если температура воздуха выше 25–30 градусов. Если вам нужно остановиться, сделайте это под сенью деревьев или в тени зданий.
Во-вторых, перед тем как сесть в машину, рекомендуется открыть двери и проветрить салон. А прежде чем заводить автомобиль летом, нужно проверить температуру охлаждающей жидкости. Если в другое время года радиатор успешно справлялся с охлаждением, то летом для него это может стать проблемой.
О том, что делать, если жарко в машине, и как защитить автомобиль от зноя, советуем посмотреть это видео:
Влияние жары может отрицательно сказываться и на водителе транспортного средства. В частности, в сильный зной заметно снижается концентрация внимания. Автомобилист при температуре выше 30 градусов чувствует усталость уже после двух часов езды, хотя в обычное время он спокойно может проехать 5–6 часов. Поэтому рекомендуется в жару чаще делать остановки, даже если в машине установлен кондиционер.
Водитель страдает в жару и от обезвоживания. Рекомендуется перед поездкой выпить томатного сока или съесть свежий салат из помидоров. От сладостей и жирной пищи лучше полностью отказаться, так как они замедляют обмен веществ.
Используя вышеперечисленные советы на практике, водитель всегда будет чувствовать себя в безопасности и комфорте даже в самую сильную жару, а его автомобиль прослужит намного дольше.