Аббревиатуры современной тормозной системы в машинах

Как известно, тормозная система автомобиля подвергалась в последнее время огромному количеству модернизаций. Постепенно от былой системы, используемой до 90-х годов прошлого столетия практически ничего не осталось. На арену выходят более значительные и продвинутые тормозные системы. Все они имеют названия, но сокращенные и частенько автомобилисты-новички ломают голову над тем, а что означает определенная аббревиатура? Цель нашей статьи – раскрыть завесу и ознакомить читателя с современной тормозной системой и ее дополнительными функциями.

На современных авто используется большое количество дополнительных систем для торможения, в которых легко запутаться

На современных авто используется большое количество дополнительных систем для торможения, в которых легко запутаться

АБС и BAS

Начнем с АБС, как самой распространенной системы, применяемой сегодня практически на всех выпускаемых автомобилях. По сути, аббревиатура ABS означает антиблокировочную систему. Одновременно с ней используется и BAS – система экстренного торможения.

АБС известна давно, а вот в полной мере ее потенциал раскрывается с помощью специального устройства. При экстренном торможении водитель частенько не успевает нажать до конца педаль тормоза или держать ее необходимое время в определенном положении, ведь наличие АБС исключает возможность блокировки колес.

Антиблокировочная система

Антиблокировочная система

Именно по этой причине в 1996 году был представлен новый инструмент, под названием «Brake assist». Представлял он собой электронное устройство, которое помогало развивать максимальное тормозное усилие в том случае, когда электронный блок распознавал ситуацию, когда водитель начинал давить на тормозную педаль с огромной силой. И сегодня BAS наделены абсолютно все ABS, разве что за исключением нескольких.

ECBS для электромобилей и гибридов

В последнее время стали популярны электромобили, которые ввиду загрязненной экологии, наверное, вскоре увеличатся в выпускаемом количестве. Эти машины и гибриды уже сегодня управляются множеством людей и специально для них была придумана система, которая управляет тормозами электронно.

Эта электронно-управляемая тормозная система следит за скоростью транспортного средства и за оборотами двигателя. Именно ECBS распределяет долю оборотов, приходящую на генератор и гидравлику. Фактически тормоза в этой системе выполняют двойную функцию.

При изменении скорости транспортного средства ECBS учитывает тот факт, насколько меняется тормозное усилие и следит за запасом энергии в батареях.

Другими словами, эта система придумана для того, чтобы каждое мгновение менять усилие, с которым колодки прижимаются к барабанам или дискам. Таким образом, замедление транспортного средства проходит прогнозируемо и соответствует требуемым канонам со стороны водителя без каких-либо нестандартных реакций на педаль.

В электромобилях используется система ECBS, которая распределяет долю оборотов, приходящую на генератор и гидравлику

В электромобилях используется система ECBS, которая распределяет долю оборотов, приходящую на генератор и гидравлику

CCM, CCB или PCCB

Что это такое, спросит заинтересованный читатель? Неужели опять настала революция, как в 1917 году, после которой сокращать стали практически все длинные названия. Спешим успокоить – все в порядке.

Такими аббревиатурами принято сокращать углекерамические тормоза. Как известно, они значительно легче обычных, изнашиваются меньше и намного лучше сопротивляются нагрузкам даже при интенсивном применении.

На гоночных автомобилях, к примеру, используются углепластиковые тормоза, но они, по сравнению с этими, имеют некоторые недостатки при езде по обычным дорогам и требуют сильного прогрева для эффективного торможения.

Углекерамические тормоза выполнены из дисков, которые сделаны путем смешивания углеволокна и карбида кремния. Очевидно, что такие тормоза будут стоить значительно дороже обычных чугунных. На цену влияет не только использование более дорогих составляющих, но и длительность производственных процессов. Использование таких тормозов практически идеально подходит для спортивных машин, особенно если те будут изредка попадать на трек.

Применение описанных дисков впервые протестировали на Порше 996 и Феррари Энзо. Это было еще в 2000 году.

BRAKE BY WIRE

Электронно-гидравлическая система Bosch SBC, которую впервые применили на Мерседес SL. Состоит она из предохранителей, исполнительных механизмов, датчиков скорости вращения колес, гидравлического контура высокого давления, блоков управления ESP и датчика угла рысканья.

Что такое гидравлический контур высокого давления? Это непосредственное обеспечение помощи, осуществляемой гидравликой при неполадке торможения. В этом случае обеспечивается связь между педалью и тормозными механизмами. В обычных условиях этот самый контур автоматически отключается, а все управление переходит к электронике.

Датчик же угла рысканья занимается замерами перемещений кузова вокруг вертикальной оси.

EPB

Система электронного стояночного тормоза впервые была продемонстрирована в 2001 году. В это же время решено было отдать штатное место рычага ручного тормоза органам управления мультимедийными системами.

Теперь стояночный тормоз полностью электронный. Это позволяет избежать риска, который раньше часто возникал в ситуации, когда водитель забывал поставить автомобиль на «ручник» или снять с него.

SBC

Тормозная система, где стандартные механические и гидравлические связи заменены приводами, управляемыми ЭУ.

Эту систему разработали одновременно две компании: Bosch и Мерседес. Основной целью было повысить эффективность ESP и ABS и добавить новые функции. К примеру, SBC значительно повышает устойчивость автомобиля на дороге и уменьшает тормозной путь. Действует система по следующей схеме: вначале ЭУ распознает команду на торможение, которая передается датчиками хода педали и усилия и после соответствующей обработки информации, посылает сигналы исполнительным органам.

RBS

Рекуперативное торможение опять же предназначено для электромобилей. Когда замедляется работа электромотора автомобиля на батарейках или гибрида, этот самый двигатель превращается в генератор – задача которого подзаряжать АКБ и одновременно с этим замедлять движение транспортного средства.

Вместо того чтобы рассеивать тепло от дисков и барабанов, такой генератор увеличивает запас хода, используя рекупированную энергию. Таким образом, гибриды и электромоторы существенно снижают расход топлива, увеличивают ресурс колодок тормоза. И чем больше происходит затяжных и неинтенсивных торможений, тем больше необходимой энергии удается рекупировать.

EBP

Система ускорения реакций тормозной системы также полностью электронная. В момент, когда водитель снимает ногу с педали тормоза, EBP автоматически приближает колодки к дискам вплотную. И таким образом, эта система готова в любой момент выполнить аварийное торможение, если нога будет снята с педали тормоза резко и нестандартно. Целью внедрения EBP является сокращение тормозного пути.

HDC

Очень полезная система контроля спуска. Часто устанавливается на кроссоверы и внедорожники, позволяет безопасно, не понижая скорости, спускаться по крутым дорогам или склонам, априори притормаживая каждое колесо по отдельности, естественно, используя ABS.

На внедорожники часто устанавливается система контроля спуска

На внедорожники часто устанавливается система контроля спуска

Водителю просто нужно в момент спуска нажать на кнопочку, как это делает Ким Бейсингер в рекламном ролике Опель, чтобы уже спокойно довериться системе. При этом даже не нужно давить на педаль тормоза.

Вот и все. В статье удалось привести все известные на сегодня дополнения к тормозной системе автомобиля. Они приносят ощутимую пользу, автоматизируя некоторые функции, которые ранее выполнял сам водитель. Кроме того, эти системы повышают безопасность вождения, превращая автомобиль уже в полностью надежное средство передвижения.