Одним из элементов системы безопасности автомобиля является датчик износа тормозных колодок. Его замену можно произвести самостоятельно.
Принцип работы устройства и его основные типы
Служит для индикации уменьшения толщины колодок вследствие их трения об барабан при торможении. Существует несколько типов таких устройств:
- Механический — используется в автомобилестроении уже несколько десятков лет. Представляет собой согнутую дугой металлическую пластину (чаще всего из стали). Один край стальной дуги закрепляется в начале колодки, а второй располагается на определённом расстоянии от диска.
При уменьшении толщины колодки (башмака) до предельной, дуга из стали начинает тереться о металлическую поверхность тормозного барабана. В результате трения металла об металл возникает характерный шумовой эффект. Так механический датчик тормозных колодок сигнализирует водителю о крайней степени их стёртости.
- Электронного типа — оборудуются новые модели легковых автомобилей. Выполнен в виде пластикового футляра, в середине которого размещён кусок мягкого металла. В задней части к нему крепится провод с разъёмом. Прикрепляется датчик на башмак на определённом расстоянии от его края. В результате трения об металлический барабан толщина башмака уменьшается. При достижении минимального уровня толщины металлический сенсор касается поверхности барабана. Из-за чего электрическая цепь замыкается, а на приборной панели загорается индикатор износа.
Электронный тип, в свою очередь, делится на два основных вида:
- внешний — крепится сбоку на ступице. Принцип его действия рассмотрен выше;
- интегрированный вид — такие устройства запрессованы в тело колодки при её производстве. Тогда его замена невозможна.
Оба вида схожи по своему строению, но отличаются по способу сигнализации. Световой индикатор внешнего типа загорается, когда толщина башмака становится критической и его нужно менять незамедлительно.
Индикатор интегрированного вида начинает сигнализировать жёлтым цветом при приближении толщины башмака к критической. Красный свет лампочки свидетельствует о крайнем уровне изношенности, при котором нужно провести замену незамедлительно.
При замыкании всех элементов образуется электрическая сеть: «барабан» — «датчик» — «проводка» — «индикатор». В результате чего загорается соответствующая лампочка на панели приборов. В состав колодки добавляют металлический порошок. Благодаря этому она может проводить слабый заряд тока. И чем меньше её толщина, тем напряжение и сила проводимого заряда электричества больше.
Методика замены
Описана замена внешнего электрического датчика передних тормозных колодок. Но эта методика одинакова для всех типов.
- Домкратим автомобиль и поднимаем его сантиметров на 5.
- Откручиваем колесо.
Внешний датчик расположен сбоку ступицы, а интегрированный вмонтирован в тело башмака. Крепёжная система устройства выполнена на основе пружинных зажимов или хомутов. Это позволяет произвести его замену быстро.
- Снимаем старый.
- Тщательно очищаем все контакты.
- Ставим новый.
- Для обнуления показателей на бортовом компьютере нужно включить зажигание и подержать нажатой несколько секунд кнопку сброса километража.
Стандартная схема состоит из двух устройств (по одному на каждую ось). Точное количество и их тип указаны в инструкции к автомобилю.
А нужен ли он?
Сейчас между автомобилистами ведётся спор о том, нужно ли это устройство вообще. Для сигнализации вполне хватает и механического. Аналоги электрического типа более уязвимы и работают не всегда корректно. Поэтому многие автомобилисты просто снимают их, а состояние башмаков проверяют во время каждого ТО после 10 тысяч пробега.