Daimler Trucks значительно продвинулась в исследовании, целью которого является выяснить, какое влияние имеет искусственный дневной свет на психику профессиональных водителей, работающих в районах за полярным кругом во время полярной ночи.
Daimler Trucks направила в начале этого года в рамках проекта Daylight+ в район в окрестностях финского Рованиеми на две недели научно-исследовательскую группу, частью которой были восемь участвующих в исследовании водителей тяжёлых грузовых автомобилей.
Цель исследования — выявить влияние биологического влияния света на производительность труда профессиональных водителей, работающих в районах Заполярья во время полярной ночи. В зависимости от расстояния от границы Северного полярного круга к полюсу она занимает от чуть менее одних суток до почти половины года и, как было доказано, оказывает негативное влияние на психику человека.
Именно по этой причине возник проект Daylight+, когда половина из восьми водителей, участвующих в эксперименте, работала неделю на транспортных средствах со стандартным освещением интерьера, в то время как вторая половина участников использовала транспортные средства, оборудованные искусственным дневным светом. Затем они менялись.
Дальнобойщики использовали искусственный дневной свет во время рабочей смены, чтобы создавалось впечатление, что они двигаются в течение дня, в то время как все участники из обеих групп спали ночью с выключенным светом.
Результаты первой серии экспериментов в рамках проекта Daylight+, по материалам Daimler Trucks, совершенно однозначно говорят в пользу использования искусственного дневного света в кабинах грузовых автомобилей.
Водители, которым были предоставлены транспортные средства с таким светом, по результатам психологических тестов были психологически гораздо более уравновешены, чем их коллеги со стандартным освещением интерьера, и, согласно проведённым наблюдениям, их состояние положительно отразилось на их стиле езды, который был значительно безопаснее и экономичнее.
Кроме психологов, в проекте Daylight+ участвовал и врач. Майкл Шрауф — всемирно признанный эксперт в измерениях мозговых волн, который записывал активность мозга участников с помощью электроэнцефалограммы (ЭЭГ), чтобы показать, где и как долго они плохо или вообще не обращали внимания на управление.
Все участники эксперимента, по данным этих измерений, значительно лучше фокусировались на управлении в транспортных средствах с освещением в кабине, имитирующем свет дня, по сравнению с контрольными автомобилями со стандартным освещением интерьера.
Но данные фиксировались не только во время езды, но и ночью, чтобы проверить качество сна. Результаты показывают, что в неделю, когда дальнобойщики управляли грузовиком с дневным освещением кабины, был зафиксирован более высокий процент глубокого сна. Глубокий сон идёт на пользу восстановлению организма и оказывает положительное влияние на увеличение производительности труда.
Daimler Trucks сообщила, что в рамках проекта не только были записаны объективные данные, но и участники-шофёры заполнили анкеты, в которых субъективно изложили свои ощущения от вождения машины с искусственным дневным освещением в кабине. Из этих записей видно, что водители в этих автомобилях имели лучшее настроение, чувствовали себя менее усталыми и воспринимали кабину как более просторную.
Ответ на вопрос, лучше ли автоводители работают в условиях с искусственным дневным светом или без него, по результатам проекта Daylight+ даёт чёткий ответ, который полностью в пользу его использования.