Большинству опытных автомобилистов знакомо длительное ожидание наряда ГИБДД при создании аварийной ситуации. Перекрытие дороги, оплата за простой городского транспорта и потерянное время — это лишь часть неприятностей, с которыми приходится сталкиваться при оформлении согласно законодательству. Неудивительно, что часть водителей предпочитала договариваться и решать вопрос о компенсации ДТП без привлечения ГИБДД. Теперь же существует узаконенный способ оформлять ДТП без правоохранителей — с 1 июля 2015 года на территории России можно пользоваться так называемым «европротоколом», не боясь административного наказания. Однако правила его оформления достаточно сложны — поэтому каждому автомобилисту стоит ознакомиться с тем, как заполняется европротокол при ДТП и когда он действует.
Правила использования европротокола
Согласно актуальным Правилам, пользоваться европротоколом можно далеко не при каждом ДТП. Главное условие — небольшая сумма ущерба, нанесённая потерпевшему. В настоящий момент её лимит установлен на уровне 50 тысяч, однако ГИБДД будет проводить эксперимент по увеличению порога при определённых условиях. В Москве, Петербурге и прилегающих областях оформление европротокола позволяет водителю получить максимальную компенсацию по ОСАГО, но только при наличии видеозаписи происшествия, а также соответствующих отметок в системе навигации. Соответственно, установка видеорегистратора с модулем GPS либо ГЛОНАСС поможет получить максимально возможную сумму по европротоколу — вполне возможно, что вскоре это правило распространится на всю территорию страны.
Также в ДТП должны участвовать только два автомобиля — это правило соблюдается строго и не приемлет никаких отклонений. Поэтому при создании аварии в масштабном городском заторе обойтись одним европротоколом не получится — придётся вызывать ГИБДД. Интересно, что автомобиль с прицепом либо автопоезд согласно действующим нормам представляет собой два раздельных транспортных средства, поэтому европротокол в этом случае также не пригодится. По упрощённой схеме оформить аварию не получится и при нанесении повреждений статичному объекту — зданию, ограждению, а также при столкновении с деревом и другими крупными объектами. Чтобы получить компенсацию от страховой, придётся набирать номер ГИБДД и ждать прибытия наряда.
Использовать европротокол при ДТП разрешается только при отсутствии пострадавших — вне зависимости от того, являются они пешеходами, пассажирами либо водителями. Нанесение ущерба здоровью человека должно обязательно подтверждаться сотрудниками правоохранительных органов и медицинскими работниками, поскольку иначе придётся отказаться от страховых выплат. Кроме того, оба водителя должны иметь страховые полисы, прийти к общему мнению и составить общую схему ДТП. Поскольку закон обратной силы не имеет, компенсация по европротоколу будет составлять 25 тысяч рублей, если полис был куплен до 1 июля 2015 и 50 тысяч без возможности участия в эксперименте — до 1 октября 2015. Если ОСАГО у одной из сторон отсутствует, существуют разногласия либо виновник находится в состоянии опьянения, следует вызывать ГИБДД.
Заполнение документа
Прежде всего, стоит сказать, что бланк европротокола выдаётся страховой организацией и является дополнением к полису ОСАГО. Конечно, можно скачать европротокол, но вы будете намного спокойнее, получив его из официального источника — это даст гарантию его соответствия последним нормам законодательства. Интернетом же стоит воспользоваться, чтобы посмотреть образец заполнения, представленный в этой статье. Здесь мы рассмотрим и основные положения европротокола, о которых должен быть осведомлён любой водитель.
Вверху на лицевой стороне описываются обстоятельства ДТП — место, время, а также особые условия. Будьте внимательны и учитывайте все правила оформления европротокола, описанные в предыдущем разделе — в документе нужно указать, что пострадавших нет, ущерб иным транспортным средствам не нанесён, заполнение проводилось без участия сотрудника ГИБДД. Также обратите внимание на время, которое вы вписываете в бланк европротокола — ошибка на 5–10 минут уже будет поводом оспорить ваше право на компенсацию.
Ниже находятся сведения об участниках и их автомобилях — нужно проследить, чтобы виновник вписал туда настоящие данные, сверив их с его документами. Под этими строками в европротоколе находятся схематичные изображения легковушки, грузовика и мотоцикла. На рисунке нужно показать направление первоначального удара — будьте внимательны, эти схемы не предназначены для описания повреждённых частей. Что именно пострадало в вашей машине, вы указываете в следующем пункте — здесь будут уместными такие выражения, как:
- Трещина;
- Разрыв;
- Вмятина;
- Царапина;
- Деформация.
Не стоит использовать в европротоколе такие эпитеты, как «глубокая», «сильная», «длинная» — этим вы затрудните последующее разбирательство.
Если вы посмотрите на образец заполнения документа, то увидите, что средняя колонка предназначена в нём для заполнения обоими водителями одновременно. В ней вам предстоит выбрать один из перечисленных пунктов, указав обстоятельства, при которых автомобиль попал в аварию. Чтобы избавиться от неприятностей, вспомните Правила и их терминологию — остановка на светофоре вовсе не равна пребыванию на стоянке, а смена полосы — обгону. Инструкция также предписывает внести в нижнюю клетку количество пунктов, которые вы отметили в документе. Теперь остаётся только нарисовать в европротоколе схему происшедшего (внизу в средней колонке), а также поставить по две подписи, которые будут удостоверять правильность изложенных данных и отсутствие разногласий между участниками ДТП.
Если нужно внести исправления, самое время сделать это, поставив подписи обоих водителей в шапке европротокола в пункте «Исправленному верить». После заполнения лицевой стороны бланк разделяется, и каждый участник забирает свой экземпляр. Тыльная сторона также заполняется на месте — в ней водитель подробно описывает обстоятельства происшествия и приводит сведения, которые невозможно вписать на лицевой стороне. Когда в определённом пункте вписывать ничего не нужно, правила предписывают использование в подобном случае прочерка в форме буквы Z. Когда заполнение европротокола закончено, на тыльной стороне также ставятся подписи водителей, после чего они могут покинуть место ДТП, не опасаясь наказания.
Дополнительные действия
Даже грамотно заполненный бланк европротокола не даёт право на компенсацию, если он не сопровождается доказательствами вашей правоты. Оптимальный вариант — найти двух свидетелей, которыми могут выступать водители транспортных средств, проезжавших поблизости. Их данные и контакты записываются в европротокол в шапке. Пешеходам достаточно указать ФИО, год рождения, а также телефон, а водителям дополнительно стоит вписать в документ регистрационный номер своего транспортного средства.
Если свидетелей нет, нужно самостоятельно выполнить фото- и видеосъёмку. Сделать это можно с помощью телефона — если он оснащён антенной GPS, стоит включить режим маркировки снимка координатами. Страховые компании рекомендуют предоставлять вместе с европротоколом следующие кадры:
- Общий план ДТП;
- Регистрационные номера участников (если они отсутствуют, то таблички с VIN);
- Крупный план повреждений;
- Обломки, находящиеся вокруг автомобилей;
- Следы торможений, повреждённые посторонние объекты (заборы, деревья).
Правила страхования предполагают, что в течение 5 дней вы должны подать европротокол в организацию, которая оформила полис — сделать это можно в любом отделении компании либо при помощи письма с извещением. Получив бланк, страховая фирма должна уведомить вас о дальнейших действиях. В большинстве случаев такие организации присылают письма с инструкциями по получению средств и сроками их выдачи. Также вам могут предложить выполнить ремонт по ОСАГО — от такой услуги стоит отказаться, поскольку никто не гарантирует качественное выполнение работ в таких случаях. Согласно закону, в течение первых 15 дней вы не имеете права самостоятельно заниматься ремонтом без письменного разрешения организации, выдавшей полис — а после окончания этого срока вполне можно обращаться к страховщику с претензиями.
Как правило, к страховке ОСАГО прилагается сам европротокол и инструкция по его заполнению, которая помогает водителю намного быстрее ориентироваться в тонкостях процедуры и не допускать ошибок. Однако некоторые организации предпочитают скрывать от водителей упрощённую схему, не желая сталкиваться со сложными разбирательствами. Если вам «посчастливилось» купить полис именно у такого предприятия, стоит обратиться в его отделение с требованием выдать необходимые документы. При отказе вы можете самостоятельно скачать европротокол, распечатать его и затем использовать при ДТП. Страховая компания обязана принять документы, поскольку их использование регламентировано законодательством, а не её внутренними правилами.
Если вы не знаете, как оформить европротокол, и второй водитель отказывается вам помогать, лучше сразу вызывайте наряд ГИБДД, поскольку оставление места ДТП без заполнения документов может стоить вам водительского удостоверения. Также не стоит поддаваться на уговоры самостоятельно добраться до поста ДПС, поскольку второй участник может «потеряться» по пути, и доказать, что ваше изложение событий верное, уже будет невозможно. Нельзя заполнять европротокол, если бланк грязный, содержит отверстия или разрывы — впоследствии это будет расценено, как попытка подлога документов с соответствующим административным наказанием. Если второй водитель явно находится в состоянии опьянения, лучше воздержаться от подписания европротокола — если в течение ближайшего времени его задержит ГИБДД, документ попросту будет считаться недействительным. Также не стоит оформлять европротокол, если сумма выше установленного лимита, а виновник предлагает доплатить остаток из своего кармана, поскольку такие обещания могут очень легко забываться.
Каков итог?
Европротокол — это эффективный инструмент получения компенсаций при небольших ДТП, который действует на всей территории страны. Он помогает решать проблемы буквально за полчаса, не преграждая дорогу, не создавая помех для движения, и не заставляя водителей ждать наряда ГИБДД в течение нескольких часов. Однако стоит учитывать, что существуют строгие правила, которые регламентируют, в каких именно случаях действует европротокол — если они не соблюдены, то подписание документа попросту лишит вас страховки. Кроме того, заполнять бланк нужно исключительно осторожно, поскольку малейшая ошибка в нём послужит поводом для невыплаты компенсации. Поэтому перед выездом на дорогу удостоверьтесь, что в вашей машине есть европротокол и ручка для его заполнения, и вы знаете, какие сведения вносятся в каждый пункт бланка.