Обязательный комплект безопасности, который требует ЕС, является частью амбициозного плана. К 2050 году на европейских дорогах не должно случаться ни одной смертельной аварии. Как этого можно достичь?
Транспортные аварии и, к сожалению, жертвы среди людей с автомобилизмом связаны с самого начала. Даже по прошествии более чем 100 лет с того момента, когда на дорогах появились первые автомобили, в этом отношении ничего не изменилось. В настоящее время всё-таки погибает в странах Европейского Союза при автомобильных авариях около 26 000 человек в год. Речь идёт о большом количестве жертв, но улучшить ситуацию всё же получается, о чём свидетельствует ещё один показатель. А именно с 2010 года сократилось число погибших в авариях примерно на 20 процентов.
Но в последние годы какого-то существенного улучшения не происходит. ЕС поставил цель сократить число жертв к 2030 году вдвое, а к 2050 году на дороге больше не должен умереть ни один человек!
Действительно ли поможет электроника? Смотря в чём
Уже сейчас автомобили имеют широкий спектр систем помощи, которые повышают безопасность езды. Но у ряда транспортных средств они только за дополнительную плату, а у других некоторые системы вообще отсутствуют. По данным Европейского Союза, должен произойти перелом в течение трёх лет. С 2021 году можно ожидать введения сразу 12 обязательных систем, которые повысят безопасность вождения и тем самым будут способствовать плану значительно снизить число несчастных случаев с фатальным результатом. Максимальную скорость нам, судя по всему, продиктуют бренды.
О чём же идёт речь и на что в автомобилях с указанной даты можно рассчитывать? Речь идёт, например, о системе экстренного торможения, системе обнаружения усталости водителя, сигнализации аварийной остановки, расширении зоны для защиты пешеходов и других системах, которые сегодня уже можно видеть чаще. Например, мониторинг «мёртвой» зоны видимости или езды в полосе движения.
Упомянутые системы уже известны. Но ЕС хочет пойти ещё дальше и требует использования устройства, которое бы по дыханию водителя могло оценить, употреблял ли он перед поездкой алкоголь. И если это произошло, то помешать ему запустить двигатель.
Другим несколько спорным вопросом должно стать устройство, которое должно помешать водителю отвлекаться во время езды и следить за его вниманием. Всё, что сегодня управляется обычными ручками управления, должно быть возложено на голосовое управление. Это не только смартфон или аудио, которые уже сегодня это предлагают, но также кондиционер и другие системы. Ясно, что для некоторых функций это может не получиться. Наверное, трудно будет голосом управлять, например, распределением потоков вентиляции и отопления.
С рассеиванием к тому же связан также и социальный фактор. Наверное, ни одна машина не заменит функции родителя по отношению к маленькому ребёнку, которого мать, например, везёт самого в машине. Иначе, ЕС будет вынужден запретить перевозку ребёнка в машине только с одним взрослым — водителем.
Как понять, сколько проехали
Появятся ещё две другие системы. Первым является так называемый чёрный ящик. Записывающее устройство, которое бы сохраняло информацию о скорости движения и изменениях в динамике автомобиля, например о резком торможении или ускорении. Словом, собственно, аналогия с так называемым flight data recorder, то есть бортовым устройством регистрации полётных данных транспортных самолётов. Его использование в автомобилях должно способствовать возможному прояснению обстоятельств дорожно-транспортных происшествий. Это устройство используется с 1996 года. Конечно, только по желанию. В наиболее продвинутой версии оно работало с данными GPS-навигации.
Очень спорным проектом является использование так называемого интеллектуального помощника скорости, который бы ограничивал максимальную скорость автомобиля на заданном участке трассы в соответствии с ограничениями движения. Попросту автомобиль на участке, где максимальная скорость 80 км/ч, не смог бы ехать с большей скоростью. Чтобы он был полностью эффективным, не разрешалось бы его отключить, что входит в противоречие с правами пользователя личного автотранспорта.
Проблема безопасности в транспорте настолько широкая, что просто работы автопроизводителей на этом поле недостаточно. На кону также обучение водителей и, конечно, транспортная инфраструктура.