Перспективы автомобильных перевозок на 2030 год: видение Mercedes-Benz

12.06.2018 12:49

Подразделение грузовых автомобилей бренда из Штутгарта спрогнозировало, как профессиональный автомобильный транспорт будет выглядеть более чем через десять лет.

Автономные автомобили Mercedes-Benz достигают третьего и четвёртого уровня автоматизации

Автономные автомобили Mercedes-Benz достигают третьего и четвёртого уровня автоматизации

Автопроизводитель Mercedes-Benz и компания Schmitz-Cargobull провели интересный семинар на тему телематики и будущего присоединённых транспортных средств. Ниже подробное описание обсуждаемых вопросов, к которым, несомненно, имеется интерес читателя.

Эффективность в целом

Название семинара Roadefficiency-2030 чётко ориентирует на самую большую потребность перевозчиков в максимальной эффективности перевозок, которая приносит им наибольшую прибыль. Но под термином эффективность нельзя понимать только самую низкую стоимость, но и максимальное использование транспортных средств и связанную с этим безопасность и минимизацию времени простоя из-за техобслуживания и дорожно-транспортных происшествий.

В пути

Для достижения вышеперечисленных целей, по мнению бренда из Штутгарта, маршрут должен прокладываться путём обмена информацией между автомобилем, диспетчером и изготовителем транспортного средства. Так называемая связь на цифровой основе сделала за последние двадцать лет такой огромный прыжок, что Mercedes-Benz в ней видит один из основных путей достижения максимальной эффективности транспортных средств.

Тогда как во время первой промышленной революции в XIX веке переломной точкой послужил телеграф, сто лет спустя в скорости и количестве передаваемой информации начал революцию телефон. За третьей промышленной революцией в настоящее время стоят мобильные сети, которые с огромной скоростью передают уже невообразимое количество информации.

Бренд из Штутгарта уже широкодоступный поток информации начинает всё больше и больше использовать для автоматической связи транспортного средства с диспетчером и сервисным центром Mercedes-Benz, так что автопроизводитель получает огромное количество очень систематизированных данных о том, какие компоненты транспортных средств, находящихся в эксплуатации, изношены.

Информация о транспортных средствах поступает в сервисный центр Mercedes-Benz

Информация о транспортных средствах поступает в сервисный центр Mercedes-Benz

Следовательно, на основе теории вероятностей возникают отдельные технические характеристики транспортных средств, сервисные формулы, которые с большой точностью могут заранее предсказать необходимость плановых и внеплановых мероприятий по техобслуживанию. Транспортное средство не доходит до критического состояния, неспособности дальнейшего движения и незапланированного сервисного вмешательства, которое всегда занимает больше времени, чем запланированное.

Автоматический сбор данных

Все эксплуатационные данные автомобиль передаёт со встроенного модуля через интернет на сервер Fleetboard, где они обрабатываются, анализируются и используются для максимально точной имитации сервисных осмотров, так чтобы они наступали после максимального времени и в то же время своевременно, чтобы избежать неисправностей и вынужденных остановок автомобиля. Данные из транспортного средства на основании договора доступны также диспетчеру автопарка, который заранее может планировать место и время плановых и внеплановых мероприятий по техобслуживанию с учётом загруженности транспортного средства и его запланированных маршрутов.

Автоматизация на практике

С развитием связи (информационное соединение транспортных средств с перевозчиком, производителем, а в последнее время также между транспортными средствами) открывается возможность автономного движения колонной, называемого также платунинг. Mercedes-Benz в качестве первого производителя грузовых автомобилей в Европе испытал и на закрытой трассе продемонстрировал автономный тягач, который без вмешательства водителя, в зависимости от движения других транспортных средств, замедляется, разгоняется и объезжает впереди стоящий автомобиль.

Необходимым условием для этих возможностей автомобиля являются электронные системы, которые известны больше или меньше времени. Первой стала в 1996 году шина CAN Bus для соединения внутренних электронных систем управления автомобиля. С 2002 года помогает автоматически поддерживать дистанцию от впереди движущегося транспортного средства радар, а в 2008 году на крупных тягачах Mercedes-Benz Actros стала стандартом автоматизированная коробка передач, освобождающая водителя от необходимости переключения передач. Шесть лет назад производитель из Штутгарта первым вышел с электрическим управлением, которое освободило водителя от рулевого колеса, и на практике была достигнута, в соответствии с классификацией SAE вторая (полуавтоматическая) ступень автономного управления автомобилем. В Европе она выпускается и означает автоматическое управление автомобилем с полным контролем и ответственностью водителя.

Будущее и преимущества для перевозчика

Германия, однако, благодаря развитию бренда Mercedes-Benz, очень близка к третьей и четвёртой ступени автономного вождения (автомобиль с частичным контролем водителя и без контроля водителя — с обязательным его присутствием в автомобиле).

Благодаря связи с автомобилями перевозчик получает огромный массив информации

Благодаря связи с автомобилями перевозчик получает огромный массив информации

Автономное управление со связью между транспортными средствами может привести к значительному увеличению эффективности грузоперевозок, заключающейся в уменьшении расстояния между грузовиками от обычных пятидесяти до всего лишь пятнадцати метров. Кроме более высокой загрузки дорог, уменьшение расстояния между транспортными средствами приведёт к уменьшению аэродинамическому сопротивлению и расходу топлива.

Платунинг без водителей

Следующим испытанием Mercedes-Benz, показывающим будущее автономного вождения группы транспортных средств, стала уборка снега с шоссе в октябре прошлого года.

Четыре пескоразбрасывателя Arocs со снежным плугом ездили, точно перекрывая все полотно дороги, в то время как только в первом сидел водитель. Остальные три на основе обмена данными между транспортными средствами и местонахождения с использованием GPS с заранее установленной продольной и поперечной дистанцией следовали за первым автомобилем с водителем. Испытание происходило на закрытом участке, потому что законодательство не позволяет использовать такой метод автономного управления на дорогах. Применение тем не менее в любое время может осуществляться за пределами дорог общего пользования, например на взлётно-посадочных полосах аэропортов или в шахтах. Mercedes-Benz эту технологию под названием RTI (Remote Truck Interface) разработала для четырнадцати автомобилей, из которых только первый управляется водителем, а другие едут автоматически.

Платунинг автомобилей можно применять пока только за пределами дорог общего пользования

Платунинг автомобилей можно применять пока только за пределами дорог общего пользования

Навстречу электрификации

Электрические транспортные средства составляют наиболее эффективную альтернативу, как облегчить состояние воздуха в густонаселённых районах. Тем не менее не нужно забывать, что электричество где-то нужно произвести, с большими потерями передать к устройствам быстрой зарядки, с потерей электроэнергии накопить в аккумуляторах и опять же с её потерей из аккумуляторов потратить на электродвигатели. Современные возможности аккумуляторов сохранять энергию на килограмм веса примерно в пятьдесят раз хуже, чем у дизельного топлива, а срок службы электрического транспортного средства колеблется примерно на половине от дизеля.

Следовательно, с точки зрения общей экологической нагрузки электротранспортные средства против дизеля не дают никакого выигрыша. Энергоёмкое производство аккумуляторов и их утилизация осуществляется по большей части в Китае, который не заботится загрязнением воздуха. Но в рамках экологических расчётов не следует упускать из виду, что весь земной шар образует под воздействием ветров, круговорота воды и других факторов очень взаимосвязанную и чрезвычайно зависимую экосистему. Человек не просто потребитель богатств Земли и независимый животный вид. Человеческое существование зависит от жизни других организмов, от огромных китов до морского планктона, который создаёт на Земле три четверти кислорода.

Поэтому электромобили очень чувствительная тема, которая имеет в очень густонаселённых районах своё обоснование. Поэтому Mercedes-Benz менее чем два года назад показал концепт электрического трёхосного грузовика с аккумуляторами ёмкостью 212 кВт·ч и запасом хода 200 километров. Более половины общего веса составляет эксплуатационный. В этом году запускается первая серия. Производитель из Штутгарта планирует начать серийное производство через три года. Можно предположить, что до того времени учёные смогут найти более эффективный способ накопления электроэнергии, чем в современных аккумуляторах, и параметры транспортных средств (вес и запас хода) можно было бы усовершенствовать к ещё лучшим значениям.

Автономная логистика

Свой прогноз будущего показал автопроизводитель из Штутгарта также в области логистики. В настоящее время существует связь между требованиями доставки, её объёмом, местом и временем на основе человеческого решения. Но всё ближе автоматизация связи. Тем не менее по прогнозу до 2030 года благодаря автономному подключению транспортных средств между собой и надзирающим диспетчером дойдёт до полностью автоматической эксплуатации транспортных средств. Идеальное состояние максимального использования транспортных мощностей (объём и вес) автотранспортных средств в таком случае произойдёт, если максимальная эффективность перевозок будет единственным критерием в конкурентной среде транспортных компаний.

Автор: Иван Сидоров